Orcs Must Die! 2 (2012)

Очень странное ощущение: играть в то, чего ожидал, видеть то, чего ожидал, ощущать то, чего ожидал – и при этом пожимать плечами. Ну да, мне с самого начала было известно, что продолжение OMD! будет просто набором из новых карт, новых ловушек и режима совместного прохождения. Просто я так привык к неожиданностям, что самой главной неожиданностью в Orcs Must Die! 2 оказалось полное отсутствие всяких неожиданностей.

Смешное-то в чем? Обычно пишут: эта игра – тра-ля-ля – специфика жанра и прочий хардкор – тру-лю-лю – понравится редким поклонникам, остальные не воткнут. А вот с Orcs Must Die! 2 получается так, что если вы «редкий поклонник», но вам неинтересно играть в режиме совместного прохождения, то игра вам и не нужна – все это вы видели и пережили в первой части. Зато тем, кто наслышан, начитан и, вероятно, насмотрен на YouTube – вот тем да, строго рекомендуется начать карьеру боевого мага сразу с продолжения.

В отличие от старшего брата вторая «оркосмерть» не вышла временным эксклюзивом для X360, а сразу и навсегда поселилась в Steam. То ли финансовый климат на PC помягче, то ли фанатская почва благодатнее, клавиатура и мышь теперь лучшие друзья каждого орккиллера. Артем Шорохов вот даже погрустнел от этого факта и сказал, что вряд ли будет играть, раз такое дело. Ну а я, взяв своего проверенного на полях Renegade Ops и в подземельях Dungeon Defender соратника, купил бандл на двоих и принялся ждать заветного часа.

Я честно старался запихнуть поглубже какие-то свои чрезмерные ожидания от сиквела, но у меня не получилось. Четыре часа, что мы проходили первую половину кампании, я тщетно старался найти то сочетание известных уже элементов, от которых мог бы с легким сердцем ахнуть, сказать «вау, вот это да» или молча залипнуть на всю ночь – чего уж там. Но увы – «те же борщи, физию не морщи».

И, пожалуй, переборщили. К двадцати ловушкам, из которых реально работали поодиночке и в связке штук десять, добавились еще восемь. К двум охранникам – лучнику и паладину – откомандировали гнома-бомбометчика, гибрид рукопашника и стрелка с хорошей зоной поражения. Витрина с оружием пополнилась тремя не слишком эффективными позициями.

Единственным качественным нововведением можно назвать талисман, дающий бонус только за то, что вы пожертвовали ему драгоценный слот. Каждый из восьми талисманов можно приспособить под внезапно полюбившуюся тактику или, что важнее, основательную роль в совместном прохождении.

Надо сказать, что режим совместной игры в Orcs Must Die! 2 многогранен и прекрасен. К главному герою – последнему боевому магу на планете – присоединяется красавица-чародейка. Орки опять почему-то бегут из разломов. Десять слотов по-братски делятся пополам, что не только ограничивает выбор средств доставки орочьей смерти, но и вынуждает очень, очень тщательно работать в паре.В OMD! 2, кстати, встроен голосовой чат, но удобным его назвать нельзя – лучше пользоваться проверенными программами.

Так вот, пройти вдвоем пятнадцать уровней из основной кампании – дело двух сессий, причем в какие-то моменты будет очень, ОЧЕНЬ скучно и долго. Но если после заключительного ролика перебороть отчаянный зевок и начать на сложности Nightmare – вот тут-то вам и понадобятся навыки коллективного труда.

У каждого орккиллера не только свой набор ловушек, гвардейцев и талисманов, но и бюджет свой собственный. С виду кажется, что проще мальчику и девочке поделить территорию влияния пополам, но потом выясняется, что лучше работают тактики пересечения: до середины забега каждая копейка на счету, и если нужно поставить составную ловушку (смола плюс молотилка, например), то элементы ее должны принадлежать разным бойцам. Из тех же финансовых соображений кому-то одному стоит взять талисман падальщика – он в пассиве увеличивает шанс дропа дополнительных монеток, а при активации еще и увеличивает обычное вознаграждение за черепа зеленокожих на короткий срок.

Чародейка в этом случае возьмет талисман здоровья (актив: пополнение жизни героям) – оказаться оплеванным кислотой с ног до головы или расстрелянным из орочьих луков можно в любой момент, и тогда выбраться из неприятной жизненной перипетии можно будет одним коротким окриком в микрофон.

Вариации на эту тему вам еще будут сниться, ведь каждую ловушку можно прокачать парочкой дополнительных свойств. Тут вам не первая часть, апгрейд ценными черепушками это уже не навсегда. Один клик – и костная часть головы в ранее набранном количестве снова пылится у вас на складе, специализируйтесь на здоровье.

Более того, не нужно выжимать из уровня все пять черепов, чтобы порадоваться усиленному урону от напольных шипов или шансу подпалить шкурку стрелами: в сиквеле можно проходить один и тот же этап снова и снова, и вне зависимости от степени успеха получать за это дополнительные черепушки. Поле для экспериментов раскинулось широко, вот только разработчики забыли внедрить хоть какое-то подобие сетов для запоминания удачно отработанных апгрейдовых комбинаций.

А вот с ландшафтом как-то обидели. К привычной уже, буквально домашней замковой архитектуре присоединились просторные шахты – «Так ты теперь шахтер?», спросила чародейка – по ним проложены рельсы, и тележки катаются исключительно ради достижения «сбрось орка с поезда». Больше там ничего нет: увидел первый уровень – считай, что увидел всю игру. Впрочем, таких претензий – и мелочных, и крупных – можно выкатить великое множество.

Музыка осталась старой и, по-моему, куда-то зажали пару треков, а свежих композиций – ноль. Почти все реплики боевого мага – старые; ОК, у чародейки они новые, но тут разработчиков явно ПРИЖАЛИ К СТЕНЕ (перлы вышли прекрасные, вот например: «Who’s your mommy?»). Сюжетные диалоги забавны, но слишком уж натужны. Добавлены три вида монстров – они все в достаточной мере гнусные, но ничего особенного ради них изобретать не потребуется. Что еще? Да, пожалуй, все. Как я уже говорил, самая большая неожиданность Orcs Must Die! 2 – это отсутствие всяких неожиданностей. OMD! 1.5, вот как ее надо было назвать, и не было бы всего этого абзаца.

Но оценка в 7 баллов бы не изменилась, как ни назови: мы же не можем ставить в один ряд по-настоящему оригинальные игры и версии, похожие на Gold- или GOTY-издание.