Phantasy Star Universe (2006)

phantasy_star_universe_logo

Тяжело быть геймером с внушительным стажем – помнить игры двадцатилетней давности, четко осознавать, сколь велико было магическое воздействие тайтлов тех времен на умы сограждан, и вместе с тем с грустью и обидой наблюдать, как громкие названия, за которыми в свое время выстраивались очереди в магазины, превращаются в повод для эксплуатации. Уж от кого-кого, а в 80-90-х годах от «доброй» Sega, которая всегда ставила качество вперед количества, ожидать наплевательского отношения к фанатам было невозможно. Увы, времена проходят, корпорации меняются.

Резкая смена курса началась с Phantasy Star Online, которая, несмотря на наличие в ней offline-режима, не требующего подключения к Интернету, оказалась заметно далека от классических игр серии. Phantasy Star Universe пошла той же дорожкой, включая наличие оффлайна и нежелание позвонить родителям.

В системе Gurhal вокруг звезды обращаются три обитаемые планеты – Parma, Moatoob и Dezoris. Есть еще четвертая, Ryucross, но обитаемой ее назвать сложно, к тому же она появляется в зоне досягаемости лишь раз в тысячу лет. Звездную систему обжили четыре расы, две из которых являются искусственными: Humans, Numans, Beasts и CASTs. Практически каждая раса образует свой собственный альянс, милитаристический либо научный. Основная ударная сила людей – Guardians, солдаты без страха и упрека, способные выполнить любую, самую сложную военную операцию. У киборгов-андроидов (CAST) подобную функцию выполняет AMF – Alliance Military Force, только подход у них более рациональный и менее гуманный, что и отличает роботов от людей. Новые люди (Numans), в свою очередь, образуют Communion of Gurhal – религиозный институт, занимающийся помимо прочего политикой и наукой.

screenshot3

Новую вселенную Phantasy Star проработали хорошо и компактно, не размазывая ее по десяткам планет и сообществ, и концентрируясь на резких различиях между расами и объединениями. По сравнению с другими амбициозными jRPG, выглядит не очень выгодно, но ярко выраженные отношения подтверждаются эпизодическими примерами. Так, например, в первом эпизоде андроиды из AMF хотят выжечь зараженный участок планеты, но где-то там потерялся ребенок – сын местного фермера. Главные герои просят отложить бомбардировку, и только после настойчивых уговоров киборги соглашаются.

Сюжет написан классическим японским стилем «кидай все мысли в один котел». В мирно бурлящую жизнь звездной системы врывается нечто злобное под названием SEED. Совсем главный герой по имени Итан со своей младшей сестрой Люмией обитает на борту космической станции, принадлежащей Guardians. Во время религиозной церемонии станция подвергается атаке неизвестной формы жизни, которая начинает стремительно расползаться по всем помещениям. В это же время отдельные единицы SEED проникают на обитаемые планеты системы Gurhal и начинается тотальный бардак. Как несложно догадаться, Итан моментально ввязывается в него по самую макушку, причем дается ему это нелегко: он искренне ненавидит Guardians – в свое время его отец, работая на них, погиб на задании — но все же вступает в организацию. Итану выдают саблю и пистолет и отправляют на первую миссию на планету Parma.

screenshot1

Выбор оружия внушает доверие и ужас оппонентам: огромные мечи, двуручные и одноручные лезвия (работающие в том числе и в паре), кинжалы, пистолеты, ружья и винтовки. Некоторые из этих игрушек занимают одну руку, позволяя во второй держать пистолет. Отдельной кнопки для второго оружия нет, но великолепный японский мозг придумал такую вещь: чтобы выстрелить из пистолета, надо зажать одну кнопку, затем нажать кнопку удара первым оружием. Зачем нужны такие навороты – неясно, но играть неудобно даже с джойстика.

В отличие от PSO, режимы работы оружия не делятся на легкие и мощные, так что никаких лимитов на удары нету. Зато можно прикупить специальных предметов (photon arts), которые улучшают характеристики оружия – например, к винтовке можно присобачить специальную штуку, которая к выстрелу добавляет урон той или иной стихией. Иногда это даже помогает – в борьбе с огненными существами очень не помешает урон льдом. Дополнительный бонус – в некоторых случаях выстрел может поджечь врага (если он улучшен огненным photon art), заморозить его (ледяная побрякушка) и так далее. Проблема в том, что каждый такой выстрел тратит энергию, так что особенно не разбежишься. К счастью, боезапас имеет тенденцию к самостоятельному восстановлению, к тому же есть специальные предметы, восстанавливающие энергию буквально в одно мгновение.

screenshot2

Каждый из трех игровых классов заметно отличается. Hunter отлично управляется с холодным оружием, Ranger обладает дипломом по стрельбе из любого оружия, а Force умеет использовать самые высокоуровневые техники (аналог магии). Выполняя миссии и получая опыт за убийство монстров, персонаж растет как качественно, так и количественно – при этом выдается доступ к лучшему оружию в этом классе. В любой момент можно поменять класс, но, как известно, мультиклассовая прокачка не доводила до добра еще ни в одной игре. Персонажи разных рас обладают различным набором характеристик, что напрямую влияет на эффективность каждого класса. Вряд ли стоит делать «магом» андроида, у которого запаса технической энергии крайне мало, зато новые люди подходят на роль исполнителя зажигательных техник на все 100%. Забавно, что новые уровни суперприемов растут с частотой их использования, так что и здесь приходится выбирать – либо пользоваться всем понемногу, либо одним приемом, но крайне мощным.

Противник не отличается особой вычурностью. К счастью, никаких классических крыс и слизней вы не встретите, зато в полном объеме насладитесь необычным набором – пингвиноподобные инопланетяне, маленькие дракончики, огромные «колтовы» — помесь коров и плезиозавров, а также целый игрушечный набор механических солдатиков и роботов. Все по учебнику. Бой с любым количеством врагов заключается в том, что Итан бегает по кругу, цепляя на себя монстров, в то время как остальные участники группы расстреливают, режут и колют их до самой смерти. Если врагов мало, то можно и самому потыкать сабелькой или пострелять из пистолета. Но следует помнить, что Итан – самая сладкая для врага цель. Почему – неизвестно, но чаще всего нападают на именно него. К счастью, вовремя нанесенный удар (все равно чем) прервет атаку врага, сшибая того с ног. А дальше – хоть ботинками пинай, уже все равно. С боссами, конечно, такая тактика не прокатит. Ни один из пятнадцати мега-врагов не представляет из себя угрозу нервам и джойстику, но хорошее чувство ритма необходимо в каждом случае. К тому же неуправляемые соратники могут напортачить, и тогда уже надо принимать меры.

screenshot5

Сюжетная часть игры состоит из двенадцати глав, которые замаскированы под телевизионные эпизоды, словно PSU – это телесериал. Каждую предваряет одна и та же заставка, а в конце демонстрируют отрывки из следующего эпизода. При этом в игре несколько часов FMV-роликов в аниме-стилистике весьма приличного качества. Движок довольно скуден по современным меркам, и пространства, ограниченные надписью Loading, удручают по своим размерам. Такой подход был понятен, если бы Phantasy Star Universe запланировали только для приставок пятого поколения, но ведь она вышла не только на PS2, но и на Xbox360, и на РС. Видимо, портированные игры всегда будет преследовать такая нелегкая судьба. Естественно, это коснулось и сохранения прогресса игры – только в определенных местах. Как правило, перед боссами и между большими кусками уровня, включая подземелья (коих тут аж 20 штук).

Неутешительный вывод напрашивается сам собой: оффлайновые приключения весьма однообразны по своей консистенции. Больше всего PSU похожа на Diablo 2 своим ураганным экшеном (увы, не таким «мясистым», как в игре от Blizzard Entertainment), хорошо проработанной атмосферой и сюжетом. Но при этом наблюдается явная нехватка ролевых элементов, талантов, умений, перков и прочей хардкорной ерундистики. 40 часов однообразного бега по различным ландшафтам выдержат разве что поклонники PSO. Что касается онлайнового компонента – а это ровно то же самое, только на шестерых игроков и за 10 баксов в месяц – то вряд ли он способен увлечь настолько, чтобы платить просто за возможность пробежать с друзьями парочку подземелий, слегка прокачав своих персонажей.

screenshot4

SEGA всегда отличалась изумительным потенциалом своих продуктов, но абсолютно никаким маркетингом. Порой прислушиваясь к фанатам, она забывает про конъюнктуру. Уж на что я, в свое время исходивший вдоль и поперек Phantasy Star, а все равно с грустью смотрю на то, во что превратили Phantasy Star Online – а затем и Phantasy Star Universe. Совершенно ясно, что несколько тысяч подписчиков не спасут игру, а вымирающий жанр hack’n’slash никак не сможет заменить классическую jRPG. Но, судя по всему, нам даже и рассчитывать не стоит на Phantasy Star V

P.S. Последний сервер PSU закрыли в сентябре 2012-го. Шесть лет игра продержалась, надо же!