Предтечи / The Precursors (2010)

Компьютерные игры студии Deep Shadows объединяют три черты: а) они вечны — в самый первый проект некоторые играют до сих пор, б) каждая разработка длится не менее трех лет, в) сразу после релиза играть невозможно вследствие огромного количества багов. «Предтечи» сидят в этом логическом ряду как влитые.

Долгострой – это диагноз. Если ты задумал грандиозную игру с кучей разных геймплеев, готовься к тому, что тебе понадобится либо очень много денег, либо очень много сил. К счастью, у Deep Shadows оказалось всего понемножку, да и издатель, привыкший к особенностям работы с Сергеем Забарянским и его командой, не стал пороть горячку. Полтора года назад, когда о всепланетном финансовом кризисе ходили только робкие слухи, игру собирались разделить на две части – уж больно много всего было задумано. А как пришла пора затягивать пояса потуже – тут-то и пришлось резать по живому. Но как ни ослаблял свою денежную хватку «Руссобит-М», а тайна Предтеч осталась все же нераскрытой.Хотя контент в каком-то смысле удался. Семь планет, как семь фантастических кинолент, пропускают игрока через себя. На четыре из них удастся взглянуть лишь мельком, но этого достаточно, чтобы понять, чем вдохновлялись дизайнеры. Первая планета напоминает Арракис: сплошные пустыни, оазисы и, разумеется, огромный подземный червь. Вторая – охваченный гражданской войной мир неуклюжих говорящих птиц. Как там называлась раса Джа-Джа-Бинкса? Вот типа того. А еще есть планета-катастрофа, планета-война и даже планета-осень!

Сюжет катапультирует игрока от одного квеста к другому, с наземной тверди в межзвездное пространство. Едва ты вернулся весь в пыли и царапинах с очередной спецоперации в тылу врага, как тебя уже отряжают на охоту против космических пиратов. А если брать в расчет побочные задания, то приключений хватит не на один Mass Effect.Как и в Xenus 2, придется поиграть в политику. Свое место во вселенной есть как у глобальных межпланетных фракций вроде Империи и Демократического Союза, так и у локальных — вроде бандитов или вольных торговцев, которые так и остаются в рамках своих планет. В «Предтечах» все работает по железному стандарту: помогаешь одним — неизбежно запачкаешься перед другими. Причем это реально так: пройти игру и выполнить все задания можно только в том случае, если ты покарал одних врагов, потом за кучу денег взятками добился прощения и повернул оружие против бывших соратников. Сколько на это нужно времени – опасаюсь подсчитывать, проще, по-моему, заново начать. Но игра вообще-то не совсем про фракции (в отличие от Xenus 2), а про адреналиновые перестрелки на пыльных тропинках далеких планет.

Хотя Xenus 2 все же при делах. Боевая система – один в один. Можно идти напролом с автоматом или электроганом, а можно уйти в скрытный режим и при помощи снайперской винтовки ловко вышибать мозги. Враги зоркие, замечают игрока на расстоянии, но слух отсутствует начисто: если одним выстрелом завалить бойца в хвосте патруля, отряд не заметит потери бойца. Средства передвижения, подозрительно похожие друг на друга на каждой планете, тоже используются как оружие – если не удается завалить противника мытьем, то сделаем это катаньем по тушке.Не все задания упираются в выстрелы и взрывы, но с ними получается проще, хоть и не всегда быстрее. К тому же игра любит подкинуть сюрприз-другой: вот тут сложно обойти врага с тыла, потому что МИННОЕ ПОЛЕ (хотя, если запастись гранатами, его можно и «разминировать»); вот здесь можно пробраться мимо всех патрулей в стелсе, но что ты будешь делать, когда окажешься в бункере, забитом врагами? Разнообразие поощряется, но в «Предтечах» всегда нужно иметь запасной план.

Безбрежный космос в действительности устроен так, что игрок обязательно наткнется на что-нибудь интересное уже при взлете с планеты. Хитрый скрипт периодически подкидывает то богатого и вкусного торговца, которого грех не потрясти, то стайку пиратов или боевой крейсер вражеской фракции. Но, признаться, нет ни резона, ни охоты на них отвлекаться. Деньги вскоре перестают быть необходимостью, а от пиратов не так уж сложно и слинять – был бы движок хороший. К тому же этот унылый двухмерный скайбокс («текстура дальнего космоса» в данном случае) отбивает всякое желание летать по звездным системам. Мой дорогой Freelancer, ты так и остался непобежден!А сейчас я хочу рассказать про жизнь и смерть в «Предтечах».

Жизнь – это когда ты едешь по пустыне с каким-нибудь очень срочным заданием и замечаешь бандитов, отчаянно отстреливающихся от монстров. Ты выпрыгиваешь, достаешь автомат и ждешь победителя, которому достанется главный приз – очередь в пузо и контрольный в голову.

Жизнь – это когда ты остался без машины посреди пустыни и добрался до города лишь после захода солнца. Перегруженно хромая, ты тащишься на рынок, чтобы продать весь награбленный хабар, но в конце пути выясняется, что никого из торговцев нет – ночью они уходят спать.

Жизнь – это когда ты соглашаешься на простенькое задание, отправляешься в космопорт и через минуту оказываешься на незнакомой планете, окруженный дикими собаками и с одним шотганом в руках.

Жизнь – это блистательный оркестровый easy listening от Михаила Котова, сменяющийся адреналиновым ambient при встрече с опасным противником. Саундтрек доступен отдельно, и вовсе не зря.

Вот это все – жизнь. Но есть и обратная сторона. Та, что может погубить «Предтеч», не дав игре покинуть ту нишу, в которую она попала по горькому стечению обстоятельств.Смерть – это когда шикарное здание с неоновой вывеской внутри оборачивается четырьмя голыми стенами с монотонной текстурой, одной табуреткой и навесной полочкой.

Смерть – это когда все предметы в инвентаре нарисованы в виде сине-зеленых силуэтов. Впрочем, впоследствии приучаешься считывать их настолько хорошо, что кажется, будто это задумка разработчиков.

Смерть – это когда встреченный тобою NPC-сутенер как две капли воды похож на NPC-торговца, которого ты видел минуту назад на рынке, а все бармены в разговоре с игроком признаются в том, что они считают себя клонами друг друга.

Смерть – это убивающие наповал орфографические ошибки и откровенно лишний пафос в диалогах. Многие часы актерской работы оказываются невостребованными, когда пролистываешь эти тягучие реплики.

Смерть – это курсор, двигающийся рывками, несмотря на идеальные 40 FPS. Видимо, игра расчитана на запуск в будущем, в мире «Предтеч».

Смерть – это искусственные границы, сузившие красивую, ландшафтно богатую планету до трех десятков квадратных километров.

Смерть — это когда после воодушевляющей кат-сцены ты привычно кладешь руки на WSAD, но вместо игры начинаются титры.

Вот так и приходится играть – постоянно наблюдая жизнь среди смерти. Или наоборот – это уж кому как нравится.На самом деле «Предтечи» — еще одна игра, застрявшая в прошлом. Она сделана «геймерами для геймеров», и одним только этим она себя обессмертила. Опытный любитель фантастики распознает все намеки и отсылки: городок Голдин – типичный Татуин из далекой-далекой галактики; виртуальная помощница А-я слишком уж созвучна со знаменитой Нийя из советского sci-fi «Через тернии к звездам»; космическая станция «Серенити» — мне правда надо объяснять этот референс? Грубо, коряво сколоченная оболочка игры скрывает в своих недрах занятное времяпрепровождение. Жаль только, что достигнуть его на данный момент могут не все. Ну да не беда, мы всего лишь три года ждали. А впереди — вечность.P.S.-2017:  низкие продажи последних игр Deep Shadows, включая «Предтеч», привели к разрыву отношений с «Руссобитом» — последним издателем, хоть что-то выпускающим в ритейл. Украинской студии пришлось переквалифицироваться в казуалочки (они сделали штук пять для Big Fish Games) и по ночам пилить новый шутер — про партизана Великой Отечественной. Однако новый проект никто не купил, казуалки начали вымирать и переезжать в f2p, поэтому студия закрылась в ожидании своего великого возрождения.

А «Руссобит» скинул издательские права на GFI, от имени которой выкладывает в Steam свой бэк-каталог со всеми его багами и недостатками, и как раз недавно опубликовал там «Предтеч». Лично я перед публикацией этой рецензии восьмилетней давности игру честно скачал из Стима и полностью прошел, предварительно поколдовав с файлами. Так что если вы решитесь пойти по моим стопам, то рекомендую после установки убрать из папки Video все .ogg, кроме menu* и loading*, а также поставить no film grain patch — он убирает эту жуткую сепию, которой нет на моих скриншотах, но есть в игре.

Precursors
Precursors
Developer: Deep Shadows
Price: 14,99 €
  • Андрей Новиков

    Спасибо за статью! Постараюсь приобрести игру.