Prison Break. The Conspiracy (2010)

Игра, которая начинается с демонстрации трупа главного героя, не внушает оптимизма. Фанаты, уже отпевшие главного героя саги Prison Break и в сериале, и в телефильме, перенесут этот момент без проблем, а вот прочим геймерам останется только держаться подальше от игры. И правда, если хотите кинематографичного стелса — лучше в Splinter Cell поиграйте.

Что характерно, самый чувствительный удар пришелся именно по фанатам. Жестоко обломался каждый, кто втайне отождествлял себя с Майклом Скофилдом (и автор этих строк не исключение) – человеком, который способен представить каждый объект как набор деталей, а каждого человека – как смесь талантов и комплексов. Увы, коллеги, играть придется за некоего Тома Пакстона, агента столь нелюбимой нами Компании.Сценаристы решили не забираться с грязными сапогами в канон, поэтому все события либо едва связаны с контекстом первого сезона, либо «пристегнуты» к нему чугунными наручниками. Понятное дело, что в сериале не было вообще ничего, связанного с Пакстоном, поэтому белыми нитками здесь шито абсолютно все. Да, встречаются действительно толковые решения, но чтобы оценить их по полной программе, придется пересмотреть первый сезон – а такая роскошь вряд ли подойдет обычному игроку.

Только общая канва – Компания решила присмотреть за Майклом, который начал себя странно вести – вполне укладывается в логику повествования по той простой причине, что в телесериале этот момент не освещался в принципе. Была эта слежка или нет в действительности – вопрос до недавних пор практически интимный. Но поскольку – спасибо лицензии – игра является каноном, то на этот счет можно не беспокоиться.

В оригинальном телесериале, помнится, немало удивляло поведение Скофилда, который в каждом разговоре с заключенными откровенно напрашивался на перо в бок, но в большинстве случаев умудрялся избежать насилия. Поведение Пакстона еще удивительнее – после ключевого события, не отойдя и метра от свирепых уголовников, с которыми только что имел дело, он вслух наговаривает в диктофон такие вещи, за которые его «партнеры» давно бы придушили или сдали охранникам.

Да и вопрос о том, почему надзиратели не реагируют на высокие технологии в руках обычного зека, тоже не поднимается никак. Давайте безразлично пожмем плечами: фанаты примут это как данность, а остальные… вы все еще читаете этот текст?

Концепция стелс-приключений в ограниченном пространстве напоминает старый добрый Prisoner of War. Том сует свой любопытный нос в местную инфраструктуру, строго следуя журналу задач, но делает это очень тихо и аккуратно – убивать или даже лишать сознания агенту запрещено. В отличие от Скофилда, который решал проблемы доступа в служебные помещения тонкими многоходовыми комбинациями, Пакстон предпочитает скрытные перемещения и недолгое ползанье по вентиляции. Неважно, куда именно смотрит флюгер сюжета – раз Майкл провернул опасную операцию по закупке инсулинового блокиратора и попал в нужный ему кабинет лазарета, то и Том туда проникнет, причем гораздо меньшей кровью – прятками да перебежками. Были бы у Линкольна способности этого агента Компании, никакой сериал бы не понадобился.

Выходя на опасную тропинку, Пакстон ставит себе промежуточную цель: например, попасть из одного угла помещения в другой. Для облегчения этой задачи есть очень удобная штука – называется Focus. С ее помощью Том прокладывает безопасный путь или как минимум находит решение проблемы. Зачем это нужно – ума не приложу. В настройках сложности можно выбрать Hard, но там кроме отсутствия охранников на радаре никаких серьезных неприятностей не ожидается. Что самое смешное – ни «фокус-покус», ни даже уровень сложности не способны скрасить общую скукоту игрового процесса. Да и линейность каждого решения вызывает сомнения в самой необходимости этой игры.

С другой стороны, QTE здесь суровые и беспощадные как сибирские зэки – мало того, что время ожидания реакции игрока составляет не более секунды-двух, так еще частенько приходится нажимать одну и ту же кнопку, а потом бац – и выскакивает следующая часть события с новой кнопкой. Ну а ты по инерции старую нажал – вот и начинай теперь все сначала. В результате имеем следующую печаль: во-первых, приходится переигрывать одно и то же QTE несколько раз, во-вторых некогда толком смотреть, что происходит, кто кому врезал или как ловко Том отпрыгнул от Неминуемой Гибели (что это сейчас летело в печень Пакстона, пока я измывался над мышкой? нож? скальпель? заточка?), а в-третьих, все это откровенно напрягает и никакого фана в итоге не получается. Нет, ребята, не Heavy Rain.

А вот драки поставлены зрелищно. По понятным причинам они здесь не так часты, как хотелось бы, но режиссуры просто превосходна. Вероятно, разработчики тоже это поняли и успели вставить в игру режим дружеского спарринга. Например, можно устроить с приятелем братскую потасовку – один играет за Скофилда, другой за Берроуза. Но поскольку добрые разработчики не могли не испортить всю малину, управление обоих игроков было размещено на клавиатуре. Я такого чудовищного подхода к интерфейсу не видел со времен Mortal Kombat (1993), когда драка шла не столько на экране, сколько за пространство над своими клавишами. Прочие технические решения тоже далеки от идеала – модели отчаянно просят полигонов и человеческую синхронизацию губ.

Пожалуй, можно сделать скидку на то, что разработчики из словацкой ZootFly кроме крепких середнячков™ в своей жизни ничего не создавали. Prison Break. The Conspiracy в целом получше средневзвешенного игрового продукта по лицензии, но он все равно не относится к элитной прослойке. В первую очередь именно потому, что игра требует знания сериала – да, он довольно известен, но далеко не везде и не всем. Во вторую – из-за жанровых ограничений. На базе условий «заключенные в тюрьме» можно сотворить хоть шутер, хоть автогонки, хоть стратегию в реальном времени – некоторые, вон, уже третью серию бизнес-симулятора пенитенциарной системы клепают. Жанр Stealth Action даже с учетом периодических QTE и драк на кулаках отвечает запросам очень узкой аудитории (что подтверждает, например, вялое обсуждение проекта на официальном форуме). Сколько народу осталось после отсечения неподходящих кандидатов – неизвестно, но вряд ли много.

Тем не менее, хочется, чтобы Prison Break. The Conspiracy хотя бы окупился, и разработчики наконец-то устроили себе персональный побег туда, где можно делать что-то более качественное, нежели проекты по чужим лицензиям.

P.S. ФАНАТ ВСЕГДА ПРАВ

Большая и бескорыстная любовь к сеттингу сквозит буквально во всем. Многие сцены повторяют эпизоды сериала (но уже с точки зрения Пакстона), и даже техническое несовершенство не способно помешать бережно перенесенной режиссуре. Реплики, добавленные специально для игры, не оставляют ощущения, что когда-то они были в сценарии первого сезона (разработчики утверждают, что им помогали оригинальные сценаристы – возможно, я не так уж далек от истины). Все персонажи озвучены соответствующими актерами, хотя по-моему у Роберта Неппера что-то с голосом, потому что Тедди Бэгвелл говорит как завсегдатай «Голубой устрицы». Некоторые задания делались не без оглядки на Драматичные Совпадения, которыми так богат сериал: например, Си-Ноут просит принести ему сумку с лекарствами – теми самыми, которые так нужны Скофилду. Не обошлось и без загадок: вор-миллионер Вестморленд почему-то безусый и лысый, а злодей Мэнникс, наоборот, вполне себе волосатый. Что бы это значило? Неужели разработчики готовят сиквел, где объяснят происходящие с этими персонажами метаморфозы?..