R.U.S.E. (2010)

Вести миссионерскую деятельность в диких джунглях Амазонки — затея благородная, но с точки зрения краткосрочных целей заведомо обреченная. С упорством, достойным лучшего применения, Ubisoft продолжает бросаться на амбразуру неприступного жанра «консольная RTS». Сегодня снарядом выступает тактическую стратегия R.U.S.E., и давайте посмотрим, чему научил французов печальный пример Tom Clancy’s Endwar.

Решив на всякий случай погодить с ярлыками, я скачал демку игры для PS3 и сравнил управление, благо все остальное более или менее на уровне. Мониторов с технологией multitouch у меня под рукой не оказалось, так что сравнивал исключительно джойпад против клавиатуры с мышью. Должен отметить, что двуручный манипулятор показал себя с лучшей стороны (не в последнюю очередь благодаря некоторым существенным изменениям в интерфейсе в PS3-версии R.U.S.E.), хотя привычнее все же оказалось играть в версии для PC. Последнюю и рассматриваем.

Первое, во что всегда хочется поиграть – кампания для одного игрока. Посмотреть, как что устроено, какими механизмами управляется игра, где пасутся самые вкусные ресурсы и все такое прочее. Ну и сюжетом себя развлечь, хотя какие нынче в RTS сюжеты? Да еще и по Второй Мировой, где каждое событие обсосано до косточек?

Отвратительные нынче сюжеты, доложу я вам. Убогие, бездарные, извращенные в самой своей сути фантазии восьмиклассников, возникающие у них при прочтении очередной главы из «истории отечества», свежеиспеченной таким же ленивым и некомпетентным, как эти школьники автором. Чтобы не быть голословным, раскрою нехитрый сюжет сингловой кампании RUSE: некий американский генерал делает ошибку за ошибкой из-за женщины-двурушницы, которая поставляет ему неверные сведения. Другой американский офицер – лейтенант на старте – считает, что генерал задвигает его и не выдает заслуженные медали, но вскоре и к нему приходит пресловутая женщина и начинает все портить. Все это на фоне величайшей трагедии Европы, напомню. Ближе к концу игры американцы охотятся за секретами нацистских ученых наперегонки с Красной Армией – хорошо хоть в спину нашим не стреляют, как в Sniper Elite: Berlin 1945.

Иллюстрирует всю эту вакханалию набор роликов, которых лучше бы не было вовсе. Поставлены отвратительно, озвучены еще хуже (парадокс: актеры русского озвучения сработали заметно лучше актеров оригинала), реплики неестественны, а картинка и вовсе вызывает отторжение.

Ну да ладно, мы здесь все-таки не ролики собрались смотреть. Играть поначалу весело. До шестой миссии, например, не дают базу, обучая микроменеджменту войск – это сама по себе очень интересная игра в полузабытом жанре Squad-Based RTS. С появлением возобновляемых ресурсов R.U.S.E. открывает совершенно иной геймплей. И вот тут, скажу честно, я не встречал аналогов. Сознавая, что миром стратегий в реальном времени правят быстрые APM-хиты вроде Company of Heroes, Dawn of War и, с недавних пор, StarCraft II, французы пошли своим путем и, во-первых, отказались от режима доминирования, а во-вторых, сознательно замедлили игру. RUSE позволяет выстроить крепкую оборону, пользуясь только самыми дешевыми юнитами и природным ландшафтом, и в то же время делать разведывательные вылазки, готовясь к атаке.

Сюда очень хорошо вписывается главная фишка проекта – уловки (собственно, Ruse в переводе с английского означает «военная хитрость»). Это такие сверхвозможности и привет от генералов из C&C: Generals – в определенный момент времени можно в рамках одного квадрата вдвое ускорить передвижение своих подразделений; увидеть полную информацию по войскам противника; отменить панику у войск, заставляя их сражаться до победного; включить режим радиомолчания, при котором заныкавшиеся в лесу войска нельзя обнаружить, не подойдя к ним вплотную.

Таким образом, R.U.S.E. делится на три относительно равные части: микроменеджмент войск, экономика базы (к ресурсам еще нужно проложить маршруты, а потом беречь конвой от посягательств) и уловки. Самое восхитительное, что ни один из этих моментов не проседает, тактика типа «построил бункеры и забыл» прокатывает ровно до того момента, когда враг раскусывает эту халтуру – а происходит это очень быстро. Хотя вот с AI все достаточно просто даже на самом сложном уровне (он там, правда, читерит не меньше, чем тупит). С компьютером отлично работают все приемы, выстраданные на десятках клонов Warcraft и C&C: «засланный казачок», круговая оборона, засады и прочие вещи откуда-то из глубин пытливого детства.

Весьма вероятно, что в последний момент разработчикам пришлось переиграть некоторые моменты. Для пущего антуражу по всей карте постоянно ведутся бои, вмешаться в которые игрок не может. Сделано это просто: дальше определенных границ послать войска нельзя. И если сразу за этой границей торчит «Тигр» (за него дают 40 очков!), неторопливо аннигилирующий все живое в радиусе стрельбы, то даже если я отправлю к нему вплотную пачку Tank Destroyers, они ничего не смогут сделать. Заграница-с, не положено-с.

Но настоящих проблем у R.U.S.E. ровно одна: в нее никто не хочет играть. Она очень крутая и в то же время простая для освоения. Она неторопливая, что есть большой плюс для вдумчивых слоупоков вроде меня, но найти соперника для мультиплеера — один сплошной дзен. Шансов у игры остается все меньше с каждым днем, и все же я надеюсь, что миссионерскую деятельность Ubisoft по внесению инноваций в жанр стратегий не ждет та же участь, что и ее «консольные RTS».