Samsung Gear VR (2015) & Land’s End (2015)

le_opener

Как я уже писал, в Амстердаме на меня СНИЗОШЛО, и после серии лекций про виртуальную реальность я стремительно рванул в ближайший магазин Samsung за полушлемом-недоочками Gear VR. Возможно, это было не самым практичным вложением сотни евро, но с точки зрения разнообразного опыта — вполне себе окупилось. И в первую очередь — благодаря Land’s End.

Сначала немного про сами очки. Они разработаны совместно с Oculus VR, и обладают некоторыми преимуществами по сравнению с Google Cardboard. Во-первых, аппарат постоянно фиксирует положение головы и не дает гироскопу сбиться (неизбежная проблема кардборда). Во-вторых, у Gear VR есть элементы управления, которые заметно влияют на возможности игрового дизайна (хотя это и не всегда требуется). В-третьих, очки сделаны максимально удобно: специальная пористая прокладка в местах соприкосновения с кожей, ремни для фиксации шлема на голове, ограничители поля зрения. Устройство не надо держать руками, в отличие от Cardboard, и за счет этого в том числе продлевается время использования.

le_01

В плане софта ничего необычного — Samsung, заводя любимую песню, заставил меня скачать полгигабайта софта, половина которого после запуска попросила докачать еще примерно столько же. При подключении телефона к шлему автоматически запускается оболочка с библиотекой и магазинами (их два: Oculus Store и Samsung Store). Бесплатного добра в магазинах мало, но из того, что я перепробовал, очень неплохо зашло двухминутное видео с Cirque du Soleil, и забавный шутер Shooting Showdown 2. Есть там и виртуальные тиры, в которых нужно просто поворачивать голову, наводя прицел — даже в бесплатной версии они намного круче инди-поделок для кардборда, коих я пересмотрел с полтора десятка.

Кстати, Gear VR можно использовать и в режиме «обычные VR-очки», вот только Samsung это дело не одобряет, и мне пришлось поставить приложение для включения/отключения сервисов, чтобы убрать автозапуск оболочки при подключении телефона к шлему. Кроме того, важно знать, что смотреть обычные фильмы в VR-очках можно, но придется повозиться, потому что Unity (на котором построены все VR-плееры, доступные в Google Play) почему-то не умеет в AC3, и нужно либо получать root и добавлять поддержку кодека вручную, либо перекодировать фильм в совместимый формат.

le_04

Я бы, вероятно, так и забросил Gear VR после пары вечеров возни с ним, если бы случайно не узнал, что в Oculus Store продается игра Land’s End от авторов крайне положительной Monument Valley (я ей восторгался отдельно). Моментально восхотев новинку, я пошел в виртуальный магазин и вполне реально купил ее, закрыв глаза на ценник аж в 8 баксов. В конце концов, я уже взрослый мальчик, и могу позволить себе игрушку по цене обеда в столовой.

Я редко пишу о критериях своих оценок, но одним из них я обычно делаю соотношение стоимости продукта и срока, на протяжении которого он способен давать что-то новое. Land’s End можно пройти за час-полтора, она не подразумевает перепрохождение или сбор каких-нибудь достижений, но этот час определенно стоит запрашиваемых разработчиками денег. На протяжении всей игры я ни разу даже не подумал о том, что было бы неплохо снять шлем и передохнуть минут пять, отвлечься на новости или твиттер. Ни разу.

le_03

Что удивительно, геймплея там — сопля на ниточке. Нужно повертеть головой, найти следующий пункт на местности и уставиться в него, чтобы туда переместиться. Раз в три пункта выдается головоломка — соединить точки в определенном порядке или переставить камни (чтобы соединить точки на них). Делается это все в буквальном смысле без рук, а кнопка на шлеме нужна только для того, чтобы снимать скриншоты.

Поэтому главное открытие Land’s End в том, что это не столько игра, сколько переживания. Благодаря самой сути виртуальной реальности, в визуально абстрактной LE можно почувствовать полет, ощутить боязнь высоты, порадоваться почти что осязаемым физическим успехам. Этому помогает и сама игра — она красива настолько, насколько вообще позволяют Unity и Gear VR. Немного напрягает «зерно» и, если приглядеться, обновление рендера картинки, но к этим недостаткам быстро привыкаешь и относишь их на задний план.

le_05

После полутора десятков игр, содержащих в названии буквы VR или значок Google Cardboard на иконке, я буквально отдохнул глазами и телом на Land’s End. Раньше я заявлял, что VR — технология слабая, и пока что в ней нет ничего достойного. Теперь я должен скорректировать свои слова: да, технология слабая, но она уже позволяет создавать уникальный экспириенс уровня Land’s End. Кроме того, на основании возни с Gear VR я сделал следующие выводы:

  • геймдизайн по-прежнему должен строиться вокруг гироскопа, а не рук. Я это понял, поиграв пятнадцать минут в Shootout Showdown 2, где нужно постоянно тапать по кнопке на шлеме — рука устает.
  • лучшие впечатления в VR возможны только от первого лица и только в окружении, понятном игроку. Чтобы получать естественные ощущения, он должен правильно считывать происходящее, будь то падение, левитация, проход по узкому карнизу, полет на космическом корабле, плавание и т.п.
  • при этом очень важно, что у игрока минимизирован контроль над «телом». Вестибулярный аппарат начинал подозревать неладное уже в момент, когда я вертел головой и смотрел с обрыва под ноги; если бы я при этом еще и ходил, головокружения или чего похуже было неминуемо.
  • как следствие из второго пункта — очень хорошо зайдут физические пазлы с алгоритмической генерацией. Лично я бы просто сел и наваял концептик а-ля Angry Birds, но у меня сейчас других дел полно.

le_06

Я пока не знаю, что буду дальше делать с Gear VR. Другие игры в магазине мне не нравятся — это либо стрелковые тиры, либо виртуальные экскурсии, либо адвенчуры. Есть пара интересных игр, но я не уверен, что они стоят своих денег — с другой стороны вложенные 107 евро, судя по ощущениям, уже отбились, так что можно и поэкспериментировать. Я поверил в «премиумный VR», и хочу надеяться, что ни ustwo не забросит своих экспериментов, ни опытные инди не перестанут верить в виртуальную реальность.