Scarface: The World Is Yours (2006)

opener

Тони Монтана – мерзавец, матерщинник, преступник, злодей и отморозок. Он вобрал в себя худшие качества всех известных и неизвестных гангстеров, он слышит только одно – «Мир принадлежит тебе», и искренне верит в это, как некоторые истово веруют в Бога. Тони Монтана не знает жалости, скорби, сожаления. У него есть только одна заповедь – если кто-то стоит на пути, значит, его нужно убрать.

С потерями гангстер даже не считается. Ну убили лучшего друга, ну и что? Издержки производства, убьем десяток в отместку – все равно по пути к высшей цели. Тони постоянно демонстрирует свой буйный нрав, хватается за пистолет, без лишнего телодвижения предает тех, кто ему помогал. Он параноик – ему достаточно одного слова, чтобы изменить свое мнение о человеке ровно на 180 градусов. Тони окончательно сдвинулся на наркоте во всех ее проявлениях; забыв про первое правило наркобарона – не нюхать собственную дрянь – он употребляет чуть ли не килограммами при каждом удобном случае. Но, несмотря на все эти обвинения, Тони Монтана остается культовым персонажем в целом и кумиром известных рэпперов в частности.

Не будем вдаваться в исследование этого феномена, просто примем как данность – в Scarface: The World Is Yours придется красть, убивать, угонять, торговать наркотиками, много и бессистемно ругаться матом, подкупать копов, давать взятки и отмывать деньги. И все это во имя одной цели – получить контроль над Майами, а также примкнувшим к нему Бермудам. Уж на что герои Grand Theft Auto были отутюженными отморозками, но они хотя бы не претендовали на власть над всем миром, в отличие от никому неизвестного кубинца с манией величия и кокаиновой зависимостью. Сюда вклинивается интересный момент: Тони политкорректно отказывается стрелять в нейтрального или дружественного гражданина, мотивируя это тем, что лишние проблемы ему не нужны. На фоне творящегося беспредела типа угона машин и продажи наркотиков это заявление выглядит так, будто разработчики долго искали, куда бы вставить что-нибудь поциничнее – и, наконец, нашли.

scarface4

Все начинается с того, что ничего не кончается. Досмотрев кинофильм Scarface (тот, который 1982-го года, а не 1932-го), отмотайте на пару минут назад и вглядитесь в исказившееся от ярости лицо, посмотрите на этот нездоровый цвет лица (Минздрав предупреждает: кокаин вредит вашему здоровью!) отменно загримированного Аль Пачино, стоящего на балкончике с пулеметом в руках, и запомните этот момент. Все, что было после этого, вы творите сами – забудьте про потуги спасавшегося от наркозависимости Оливера Стоуна (именно в таких тяжелых обстоятельствах он писал сценарий фильма) и режиссерские находки Брайана де Пальма. Все просто и предсказуемо: удерживая в руках тяжеленный М-17, добиваем в ошметки боливийскую наркомафию, включая тихого улыбчивого парня в темных очках с шотганом в руках – а ведь если не он, многое бы изменилось! Дальше Тони Монтана спасается из окруженного особняка и уходит на дно. Через полтора года он возвращается в Майами – отвоевывать репутацию, деньги и контроль за наркотрафиком. Естественно, его старые коллеги по бизнесу не рады его внезапному появлению и готовят серьезный отпор.

Майами делится на четыре района с характерной инфраструктурой: прикрытие для наркопритонов, банки для отмывания денег и записи сохраненки, торговцы оружием, пушеры, мелкооптовые дилеры, склад для хранения кокаина килограммами и организаторы нелегальных гонок. Начиная с розничной торговли, как в старые добрые времена, Тони поднимает денег достаточно, чтобы купить какой-нибудь винный магазинчик и начать толкать дурь через его владельца. Чтобы достать волшебный порошок, надо помочь некоему Феликсу, после чего тот укажет местонахождение крупного барыги. Купив партию, Тони должен продать ее прикрытию с неплохой наценкой либо розничным пушерам, у которых цена поинтереснее, но общаться с каждым из-за какой-то сотни граммов – та еще трата времени. Раскручиваясь и поднимаясь, Тони выкупает свой особняк у местных ОБНОНовцев, которые с интересом следят за приключениями Монтаны и с удовольствием протягивают волосатую лапу, когда тот нарывается на неприятности с полицией. Это, кстати, довольно просто – достаточно открыть стрельбу на людях, сбить человека или протаранить автомобиль. Копы поднимают кипеж, начинают суетиться, и тут хорошо бы скрыться в соседний район или ныкаться по подворотням. В противном случае – особенно если оказать сопротивление – они рассердятся напрочь и вызовут подкрепление, а тут уже игра отключает интерфейс, словно разводя руками (да еще и демонстрирует издевательское YOU ARE FUCKED UP!). А через пару секунд Тони уже валяется в пыли, изрешеченный не хуже, чем в той самой финальной сцене.

scarface3

Отношения с бандами и копами выражаются в так называемой «напряженности». Слишком часто попадаешься копам на глаза – они тебя запоминают и при малейшей оплошности передают по рации: «Опять этот ублюдок кого-то сбил. Повторяю: ублюдок опять кого-то сбил». С бандами ситуация обстоит еще хуже. Достаточно заехать не в тот район, как начинается пальба, крики, местные лезут со своими кривыми мачете и ржавыми UZI. Впрочем, если не убегать, а остаться на месте и разобраться со всеми мексиканскими негодяями, банда будет уничтожена – а это и головной болью меньше, и плюс к репутации. Если же расстрелять парочку и уйти, можно лишь вызвать дополнительное недовольство бандитов, а то и довести до крайности. Однажды, вызвав водителя с машиной в район, где меня особенно не любят, я пошел в сторону автомобиля, но, не дойдя буквально пары метров, меня отбросило взрывом. Оказывается, местная банда подложила в мою машину взрывчатку и, когда она взорвалась, словно забыла про меня – счетчик напряженности опустился до нуля. Какое счастье, что взорвался не я, а мой водитель!

Для того чтобы люди на улицах кричали «О, Тони Монтана, дружище! Как дела, любезнейший?», нужно поднимать репутацию. Выполнять задания, толкать наркоту, скупать здания и «экзотику» — все это дает плюс, который впоследствии открывает и новые возможности. Обладая собственными особняком, гаражом и лодочной станцией, Тони может купить любой экзотический предмет для своей коллекции: автомобили, лодки (от катамарана до роскошной яхты), мебель, мемориальные предметы (как насчет праха любимой сестрицы?), декоративные экспонаты и так далее. Все это, естественно, стоит денег – поэтому и работать придется исключительно на «зелень».

scarface1

Как говорил другой популярный герой, свободой еще надо уметь распорядиться. Разработчики из Radical Entertainment, имея за плечами внушительный опыт, слишком зациклились на одном из своих старых произведений – The Simpsons: Hit & Run. Единожды создав клон GTA с полной свободой и основной сюжетной линией, пролегающей где-то рядом со сбором звездочек и доставкой пиццы, они так и прикипели к этой концепции, совершенно не понимая, что игроку бесконечные однообразные миссии абсолютно неинтересны. В качестве обратного примера можно привести Just Cause, которая проходится в считанные часы, благодаря короткой «основе», но трем сотням дополнительных миссий и настоящей свободе выбора.

Геймплей Scarface сводится к одному и тому же повторению действий – выполнить задание для Феликса, выявить точку с оптовиком, купить наркоты, отвезти ее на склад – когда речь идет о килограммах, сдавать кокаин мелким пушерам не имеет смысла – развезти товар по притонам, заодно собрав с них деньги за прошлые поставки. Накопленное бабло потратить на «экзотику» или новый притончик. Время от первой тысячи до первого миллиона пролетает быстро и достаточно незаметно, чтобы мечты о лимузине за 250 кусков превратились в обыденную реальность, а игрока посетили раздумья о вложении 40 миллионов в легальный бизнес под вывеской Montana Productions.

scarface6

Любой порт с консолей предыдущего поколения узнается даже не по предложению игры использовать джойстик, а по быстрой загрузке уровней, угловатой графике с танцующими буратинами и огромным количеством самых разных глюков. Начать хотя бы с заборов – если ехать вдоль него, можно наткнуться на невидимый угол там, где этот забор кончается. На быстром автомобиле со слабой броней поездка закончится как раз на этой самой пустоте, потому что машина взорвется ко всем чертям. Из других забавных вещей – невидимые стенки на «вторых этажах», при стрельбе отчетливо видно, как пули ударяются о воздух. Забавно, что на фоне всего этого системные требования у игры – не те, что написаны на коробке, а те, что проверены на практике – завышены по максимуму. Ну и самое главное – переназначить клавиши управления невозможно. Вообще.

Модели персонажей и оружия выполнены в излюбленном стиле «а вот здесь придется урезать полигоны». Возникающие из ниоткуда строения находятся ближе к горизонту, чем в большинстве аналогичных игр – но в условиях густо населенного города это не особо интересно. Разнообразие машин не радует искушенного «ГТАшника», тем более что большинство из них не появляется в свободном доступе, а докупается в качестве экзотического экземпляра. Включая знаменитый кабриолет с пятнистой отделкой.

Озвучивал нашего буратинистого Аль Пачину некто Андрэ Сольюццо. Кривиться не надо, этот голос вы слышали в доброй сотне видеоигр – от Star Wars: Knights of the Old Republic и No One Lives Forever 2 до Doom 3 и Age of Empires III. В последней он озвучивал Наполеона — символично, неправда ли? Также в процессе поучаствовал Стивен Байер, в фильме он играл улыбающегося напарника Монтаны — Мэнни Рэя; в игре он озвучивает негроидного наркобарона The Sandman. В целом озвучка на высоте, но даже вашему покорному слуге, не являющемуся носителем английского языка в любых его проявлениях, дизайнерская «находка» в виде слова FUCK в каждой фразе изрезала уши напрочь.

Стоит ли обращать внимание на эту – увы, не игру – поделку, решать тебе, дорогой читатель. На волне игроизации культовых кинофильмов даже весьма посредственный The Godfather уверенно держит планку наравне с From Russia With Love.

scarface2

P.S. Количество звуковых дорожек затмевает радиостанции всех GTA, вместе взятых. 110 композиций: от полного официального саундтрека кинофильма (который, кстати, частично вошел в серию GTA) до популярных рэперских композиций того времени! Это единственная причина, по которой Scarface вообще хоть чего-то стоит.