Serious Sam’s Bogus Detour (2017)

Когда я дочитал анонс Serious Sam’s Bogus Detour до слов «от создателей Hammerwatch«, моя симпатия тут же окрасилась в тревожно-красный цвет. «Крутого Сэма» я люблю за выверенный дизайн уровней и триггеры, а «Хаммервотч» не люблю за все унынье roguelike. Как вы уже могли догадаться, к финальным титрам разработчики оказались умницы, а игра — огонь.

Если вы где-нибудь прочтете в одной строчке «Bogus Detour» и «Hotline Miami», срочно сотрите себе память. Эти игры не имеют ничего общего: HM — заурядная головоломка на реакцию с наркоманским флёром, а SSBD — благородная аркада с широкими уровнями, хитросплетениями дверей и ключей и щедрыми секретками. Настоящий Serious Sam 2D, не то что три предыдущие попытки.

Новых открытий нарративные ученые не сделали, поэтому сюжет подается небольшими предложениями и маршрутом на карте, исходная точка которого — Египет, город Александрия. К счастью, в этот раз до пирамид Сэму добраться не суждено — его немного помотает по региону, затем кинет в портал на лунную станцию, где все и закончится. Пять-шесть часов игрового времени.

Увы, ни «помотает», ни «портал» не означают серьезных изменений в игровой механике. Сэм ходит, перекатывается, расстреливает из 14 видов оружия невероятные толпы монстров, решает несложные головоломки левел-дизайна и никогда не теряет свою крутость (а вот оружие — теряет, но один раз можно и простить). А происходит это в декорациях Египта, турецкого побережья или космической станции — дело десятое.

Зато на стволы грех жаловаться. Согласно старой доброй традиции, мощный ствол вроде ракетницы или минигана можно откопать уже на первых этапах, а огромную пушку буквально судут под нос незадолго до первого босса. Отдельные виды оружия интересны тем, что они помогают решить головоломки — например, лезвия могут рикошетом вырубить переключатель или разгромить генератор неприятных Лазерных Лучей Смерти.

А вот переключаться между ними не так-то просто. Полтора десятка на цифровую клавиатуру не повесишь, поэтому разработчики дали аж два варианта выбора оружия: круг, в котором надо выбрать нужный сектор (с мышью это совсем не сложно), и те же цифры, но для одних нужно нажать эту цифру один раз, а для других — два. Например, дробовик и двустволка «висят» на клавише «2», но по умолчанию включается более мощный шотган, и лишь при повторном нажатии — дробовик.Но этого разработчикам показалось мало. Сэм, оказывается, недостаточно крут — ему нужно набирать уровни и получать специальные звезды для покупки навыков. Вот тут дизайнеры проявили мудрость и сделали так, что идеального порядка для покупки навыков не существует. Все строго зависит от стиля игрока: любишь перекатываться? Держи пачку звездососов про перекаты. Предпочитаешь оружие профессионалов? Прикупи апгрейд для дробовика. Некоторые навыки и вовсе меняют шило на мыло: например, Сэм начнет наносить на 25% урона больше, но и входящая боль увеличится на столько же.

Но даже если упорно качаться, отыскивать все секретки с дополнительным опытом и звездами, прокачать даже одну ветку целиком вряд ли получится. Bogus Detour — редкая игра, в которой навыки можно смело брать под контекст ситуации и привычный стиль, и ни разу об этом не пожалеть.Вид сверху подарил новый взгляд на головоломки — если раньше надо было искать тайные проходы вслепую, то дизайнеры Bogus Detour решили, что игроку нужна морковка. И действительно — стоит увидеть заветную звездочку для навыка или дополнительную жизнь за неприступной стеной, как из мозга сразу поступает команда — «найти проход!». Очень много времени я потратил как раз на поиски способа вскрыть очередную дразнящую секретку.

В режиме совместного прохождения тоже весело и страшно, но хорошо бы перед стартом убедиться в нулевой кривизне рук соратника — жизни у вас общие, так что терять их и начинать уровень заново будет очень обидно. Но, если честно, играть в одиночку мне понравилось больше.Полностью пройдя Bogus Detour, я не могу сказать, что «обычный» Serious Sam лучше. Или что он хуже. У них абсолютно идентичный ритм, схожие истории про то, как вы стрейфились за угол, чтобы сбежать от толпы монстров и перевести духе, аналогичные муки выбора оружия перед очередным триггером… при этом определенная свежесть у игры есть. Поменялось пространственное мышление (теперь видно и то, что творится позади), тактический рисунок с перекатами стал богаче, да и общий «филинг» чуть-чуть иной. Так что если вам в целом нравится Крутой Сэм и вас не отпугивает пиксельная графика (полная противоположность техническим достижениям Croteam!), то покупайте без раздумий — вас ждет увлекательная мясорубка.

  • Dirk Digler

    так она ж ещё не вышла — как её купить?

    • Torick

      Я специально уточнял у агентства, которое представляет издательство, нормально ли будет опубликовать рецензию задолго до выхода игры. Они сказали — «да норм». Вот я и повесил свой текст, чего его томить.