Shadowrun (2007)

s06

Топтание святынь – наука простая, хотя среди зловещих умений Microsoft встречается и не такое. После Halo 2 не хочется признаваться себе в том, что глупо поддался на эффект названия – все-таки Shadowrun знаком и любим с детства. Но вдруг FASA Studio все же сваяла что-то приличное?

Нормальный человек не поверит, что мультиплеерный шутер типа Counter-Strike может стать новой игрой на базе настольной ролевой игры аж 1989 года рождения, но это именно то, что сотворили с Shadowrun – уникальной, даже культовой ролевой системой. Удивительный сплав киберпанка, футуристических технологий и древней магии способен удержать за столом не один десяток поклонников. Сюжет и таймлайн Shadowrun потрясает воображение – от козней компьютерного вируса и распространения мутаций среди людей до глобальных катаклизмов и падения мировых правительств (неокоммунистическая Россия прилагается). В общем, рассказывать можно много и долго – но речь, как это ни парадоксально, вовсе не о Shadowrun в его классическом понимании.

s02

Если по-простому, то это мультиплеерный шутер от первого лица, каждая сессия состоит из нескольких раундов. В начале каждого боя у вас есть несколько секунд, чтобы прикупить оружие, апгрейды и магические заклинания. Например, в дополнение к автомату можно купить улучшающий точность модуль, а чтобы сэкономить на беге — еще и телепорт. Умения отличают игру от стандартных командных шутеров, поскольку позволяют специализироваться без четкого деления на классы. Заклинания типа Tree of Life и Resurrect лечат и воскрешают других игроков, Smoke превращает колдуна в дым, неуязвимый к огнестрельному оружию, а Gust, в свою очередь, отлично противостоит «дымному» противнику. Выбор способностей более чем хорош, но засада заключается в том, что одновременно можно иметь только три из них.

 

Еще один важный выбор – это раса. Люди лучше используют технические апгрейды, Эльфы быстро передвигаются и, несмотря на низкий показатель здоровья, умеют регенерировать повреждения. Тролли огромны и выносливы, но при этом неуклюжи и неповоротливы; к тому же у них проблемы с запасом маны, позволяющей использовать заклинания. Дварфы – маленькие и крепкие, хотя с магией у них возникают определенные проблемы, зато умеют красть ману. Опыт нескольких часов игры показал, что игроки предпочитают Эльфов, хотя и остальные расы неплохо вписываются в общий баланс.

s04

После выбора и экипировки наступает самое время рвануть в гущу боя. В Shadowrun есть три типа командных сражений, хотя разницы между ними практически нет. Две из них — вариации на тему Capture The Flag: одна команда должна захватить артефакт и доставить его к себе на базу, а другая — предотвратить эти корыстные замыслы и удержать точку с артефактом. Третий тип игры, как вы наверняка догадались, это тупое рубилово до последнего вздоха последнего игрока вражеской команды. Самое интересное, что подобный стиль – пройтись трактором по вражеским черепам – отлично подходит и к первым двум типам боев. Спрашивается, ну и какого тогда черта было все это мутить?

Мясорубка в чистом виде доступна на любом из представленных в игре уровней, но местный CTF дозволено играть только на больших картах. В Shadowrun есть три маленьких, специально сконструированных под Team DM карты для восьми игроков, но на самом деле это сильно урезанные варианты больших карт, на которых захватывают и охраняют артефакты. Всего в игре девять карт (да, они это серьезно), поэтому чудовищно низкое качество и количество контента раздражает не хуже идентичности всех трех типов геймплея. Прощупать все особенности Shadowrun можно за пару часов – достаточно пройти тренинги и поиграть на всех картах.

s01

Опыт в Games for Windows Live напоминает аналогичную мультиплеерную систему Halo 2: можно набрать команду из игроков в списке друзей и отправиться на поиски огнестрельных приключений, а можно воспользоваться автоматическим поисковиком, который, правда, может показаться тормознутым – из-за малого количества игроков в онлайне. К тому же он обладает дурацкой способностью вбрасывать игрока под конец сражения, что попросту убивает весь смысл. Правда, в отличие от Xbox-версии, у нас есть альтернативная возможность посещения выделенных PC-серверов с использованием стандартного и более быстрого браузера – правда, народу на них еще меньше.

Собственно, Shadowrun – первая игра, позволяющая скрестить в одной битве штыки игроков с Xbox 360 и PC. На обеих платформах все работает великолепно, и догадаться, как именно играет твой противник – с джойстика или мышки – практически невозможно. Вместо того, чтобы подтянуть автоприцеливание, как это сделано в версии Halo 2 для PC с пользователями Xbox 360, Shadowrun дает эту возможность всем – что при наличии апгрейда SmartLink дает неплохие бонусы. Опытные игроки, разумеется, будут разочарованы – автоприцеливание сбивает с толку, появляется ощущение, будто мышку кто-то вырывает из рук. Но как бы странно это ни было, в целом чувствуется баланс – достаточно для примера поиграть сначала с джойстика, а потом с клавиатуры и мышки.

s05

Визуально игра выглядит отлично в одних местах, и просто отвратительно в других. Объекты и текстуры великолепны, а система частиц, густо замешанная в использовании заклинаний, выглядит просто замечательно. Но в области анимаций чувствуется, мягко говоря, недоработка. Например, когда игрок карабкается по лестнице, его модель как бы застывает в одном кадре – так было еще в приснопамятном Quake 2, а это, извините, десять лет назад. Модели внутри одной расы абсолютно неотличимы. Все люди из RNA идентичны друг другу, эльфы из Lineage словно вышли из одного инкубатора, и так далее. Дифференциация отсутствует вообще. Все это выглядит недостойно мультиплеерного шутера, а попросту – гадко.

Понятно, что в связи с мультиплеерной ориентацией Shadowrun никакой музыки ждать не приходится (а вот в Unreal Tournament она была, да еще какая!). В наличии имеется система оповещений – типа «враг засел на крыше», «вижу двоих на мосту», «артефакт сперли!» и так далее. В принципе, каждое событие озвучено игрой, хотя использовать голосовые команды куда как проще – быстрее крикнуть «drop the tree» товарищу, чем искать соответствующую команду в интерфейсе. Впрочем, в некоторых случаях правильно настроенные горячие клавиши спасают жизнь быстрее, чем успеваешь нажать на кнопку и сообщить о своих соображениях. Прочий саунд-дизайн сработан отлично — прокрутка стволов минигана внушает уважение, не говоря уже про веселое попискивание гранаты, которая вот-вот взорвется у вас под ногами.

s01

Если не считать шести коротких, но необходимых тренировочных заданий и возможности побегать с ботами сомнительного интеллектуального развития, в остатке Shadowrun предлагает шестнадцати игрокам включиться в смертельную схватку «восемь на восемь», продолжая традиционные войны между повстанческими силами Lineage и мегакорпорацией RNA Global. Смысл драки ясен как день – каждая из сторон хочет завладеть магией, которую как раз совсем недавно занесло обратно на Землю со всеми прилагающимися причиндалами типа эльфов, гномов и троллей. Но на этом сюжет заканчивается, поскольку нынешний Shadowrun способен заинтересовать лишь покупкой умений и удерживанием точек с артефактами.

Выложить тридцать баксов за слабое подобие Counter-Strike и Unreal Tournament – поступок не из слабохарактерных. Стимул играть исчезает через пару-тройку часов (тем более, что никакого лэддера не предусмотрено, не говоря уже о турнирах и глобальных киберспортивных лигах). А о сюжетной составляющей неплохо выразились нынешние держатели лицензии Shadowrun – WizKids. Сказали они примерно следующее: «Честно предупреждаем: Microsoft переписала сюжет вселенной и условия сеттинга, поэтому к настольной РПГ игра отношения не имеет. Говоря более четко, Shadowrun едва базируется на одноименной системе». Вряд ли сюда можно что-нибудь добавить.