Sid Meier’s Pirates!: Live the Life (2004)

opener

Выход в 1987 году Sid Meier’s Pirates! игровую общественность поначалу не особенно потряс — уж больно много хитов тогда вышло. Но потом народ распробовал и втянулся в непривычную тогда мультижанровость: то разветвленные диалоги, как в квестах, то экономическая стратегия с перевозкой товара из города в город, то морские сражения тактического характера, то молниеносные дуэли на шпагах.

Естественно, что на успехе «Пиратов» разные люди пытались сорвать свой куш. Корейская фирма KOEI, отличающаяся оригинальными концепциями, выпустила отличную игру Uncharted Waters (она выделялась на фоне других сильной ролевой составляющей), которая насчитывает уже четыре номерных серии и одну MMORPG. Оригинальный издатель Pirates! (MicroProse) умудрился и рыбку скушать, и в кресле понежиться – во-первых, благодаря этим людям свет увидела отличная торговая стратегия Machiavelli: The Prince (aka Merchant Prince), а во-вторых, они же выпустили римейк «Пиратов» — Pirates! Gold, отличающийся облагороженной SVGA-графикой и другими косметическими изменениями.

sidmeier_pirates2005-003

Даже российская игровая индустрия не обошла стороной благодатную почву со дна мирового океана: Сергей Орловский, тогда еще не основатель фирмы Nival Interactive, а сотрудник компании «Мир-Диалог», работал над созданием игры Sea Legends; в свою очередь компания «Акелла» начала свою игростроительную деятельность с игры «Корсары» (на Западе известны как Sea Dogs). Не обошлось и без фанатских поделок – например, проект Pirates 2 за авторством Марселя Стрбака оказался сильно улучшенной версией тех самых «Пиратов».

Как видно, тема морских разбойников была востребована хоть и в разное время, но с одинаковой жаждой экзотики и приключений. Признанный гений игрового дизайна Сид Мейер к началу разработки «Пиратов» уже отличился проектом Covert Action, в котором были намешаны различные жанровые составляющие. И, честно говоря, удивительно, что римейк вышел почти 18 лет спустя. Мог бы и пораньше подсуетиться.

pirates-tactics

В наше время уже не модно бесцельно мотаться по Карибскому бассейну, захватывать корабли налево и направо, рыть ямы с кладами и жениться на губернаторских дочках. Сегодня у каждой игры есть мало-мальский сюжет, преследующий пользователя с самого вступительного ролика, и иногда отпускающий на своему логическому завершению.

У юного героя случилось несчастье. Злобный Маркиз де Монтальбан отобрал у его семьи сначала земли и поместье, а затем и свободу. Сам же парнишка сбежал и поступил юнгой на корабль. Теперь он просто обязан стать самым знаменитым пиратом, отомстить Маркизу и найти похищенных родственников.

sidmeier_pirates2005-004

На самом деле в игре есть несколько целей, выполнив которые вы приблизитесь к высшему рейтингу в Зале Славы: богатство (за правительственные задания — недвижимость; за дележку добычи — деньги), титулы всех четырех наций (по 8 титулов на каждую), уничтожение знаменитых пиратов (девять голов), поиск сокровищ (девять кладов), поиск родственников (сестра, тетя, дядя и дедушка), поиск затерянных городов (четыре топонима с богатым золотым запасом), охмурение и последующая женитьба на губернаторской дочке (по выбору) и, наконец, разборка с самим Маркизом де Монтальбаном. Поверьте, в этой игре есть, чем заняться.

В самом начале вы выбираете имя, нацию и навык героя. С последним придется повозиться, выбирая из целого списка: фехтование (помогает в дуэлях), навигация (корабль становится маневреннее) и очарование (помогает охмурять губернаторских дочек). Нация реально влияет только на стартовую позицию, ибо в процессе игры можно менять подданство, выполняя миссии на благо любой приглянувшейся вам страны.

sidmeier_pirates2005-002

Прибыв в порт, можно заглянуть к губернатору, похвастаться новыми достижениями и получить новый титул или секретное правительственное задание (например, доставить важный документ в другой город). По получении определенного титула из глубин губернаторского особняка появляется дочка наместника, которая может пригласить вас на бал или попросить доставить ей ценное ювелирное изделие (удачно выполненное задание – верный шаг к женитьбе).

В городке можно заглянуть в таверну, узнать свежие новости о кораблях с богатой добычей, нанять головорезов и купить карту клада или редкий предмет. У купцов имеет смысл загрузиться провиантом и пушками (или купить товар для перепродажи), а на судоверфи можно починить корабль, прикупить к нему апгрейд или продать ненужные суда, захваченные в процессе пиратской деятельности.

pirates-in-water

За выходом в море следует рекогносцировка местности. Если есть конкретная цель, то вам достаточно свериться с картой и направить нос судна в нужном направлении. Но если же охота побуйствовать в неспокойных водах Карибского бассейна, найдите объект своей кровожадности и смело нападайте. Завершить бой можно тремя способами: уничтожить вражеское судно пушечными залпами, взять корабль на абордаж или же убежать из боя. Есть и другие варианты, но они вам не понравятся.

В случае абордажа инициируется дуэль с капитаном. Управление достаточно простое – три вида ударов, три типа уклонения. Для каждого действия нужно подобрать соответствующий момент: враг готовится ударить – уклоняйтесь или наносите ответный удар, если вы в себе уверены. Позже, когда вы перейдете на следующий уровень сложности, перед боем можно будет выбрать тип оружия для той тактики, которая вам больше нравится.

sidmeier_pirates2005-005

Во время морского боя важную роль играет скорость. Быстрые индейские шлюпки, например, с легкостью улепетывают даже от фрегатов, а пузатые торговые галеоны настолько неповоротливы, что захватить их можно без единого выстрела. Впрочем, средневековые олигархи плавают с сопровождением, поэтому богатый товар малой кровью не добыть.

После абордажа придется выделить людей для того, чтобы довести корабль до ближайшего города, а затем продать на судоверфи или пристроить за собой в качестве хранилища для провианта, необходимого флагману вашей маленькой армии. Кстати, маленькая хитрость: когда титул позволит бесплатно улучшать корабли, перед продажей обязательно поставьте апгрейд на судно – это повысит его стоимость.

sidmeier_pirates2005-001

Если денег почему-то катастрофически не хватает (в чем я сильно сомневаюсь, так как в игре явный экономический дисбаланс), можно перевозить грузы. Захватить штук пять галеонов, набить трюмы товаром в одном порту и отвезти все это добро в другой.

Проблема только в том, что склады и деньги у купцов не бесконечны, поэтому такой заработок возможен лишь в самом начале игры. Затем эта интереснейшая возможность попросту отпадает. Даже слухи в таверне о том, что богатый купец с 2000 золотых на борту плывет из одного порта в другой, совершенно не возбуждают. Гораздо интереснее найти затерянный город, дабы изъять 50000 золотых. Все равно потом с командой делиться.

537220-sid-meier-s-pirates-live-the-life-ipad-screenshot-plundering

Человечество воюет за место под солнцем всю свою сознательную жизнь. А уж такой уголок Земли, как Карибы, не мог не привлечь внимание сразу четырех наций. Начиная свою карьеру на службе у одного монарха, можно просто выйти в море, расстрелять все суда враждебных стран и, вернувшись, получить квадратные километры недвижимости и максимально доступный титул. Но, учитывая, что целью игры является получение всего вышеперечисленного у всех представителей Европы, восстановить status quo у других наций будет крайне сложно. К тому же иногда сюзерен может дать задание отвезти письмо с предложением о перемирии к своему коллеге, и тут уже надо крепко подумать – а как заработать рейтинг и титул, если обе стороны будут пребывать в мире? Пиратов в море мало, индейцев с их каноэ догнать проблематично, а если у Родины нет врагов, как ей служить-то?

С другой стороны, можно действительно получить титул маркиза у одной стороны, а затем развернуть пушки и захватить парочку «своих» городов. Главное после этого не появляться на глазах у губернатора, иначе титул тут же слетит, а земли отберут. В общем, политическая обстановка в игре крайне тяжелая для безродных космополитов.

537219-sid-meier-s-pirates-live-the-life-ipad-screenshot-after-boarding

Практически все действия, кроме путешествий по морю и суше и морским боям, представлены в виде мини-игр. Суть дуэлей я уже описал, но есть еще две важных составляющих.

Взятие городов. Чтобы захватить мало-мальски богатый порт, нужно набрать побольше солдат, высадиться на суше и подойти к поселению. Выбрав пункт «Взять город», вы оказываетесь на своего рода шахматной доске. Ваши пираты разбиваются на два типа отрядов: рукопашные и стрелковые. Разумно управляя своей армией, вы должны разнести защитников в пух и прах, после чего взять награбленное и смыться подальше.

Бальные танцы. Если дочка губернатора настолько очарована вашими подвигами, что осмелилась пригласить вас на танец – соглашайтесь. Первые попытки почти наверняка окажутся провальными, так что ничего не трогайте, а смотрите и учитесь. Девушка будет руками сигналить следующее телодвижение, а ваша задача – верно опознать его и незамедлительно произвести. Опоздали – споткнулись. Нажали кнопку раньше – споткнулись. Вообще ничего не сделали – споткнулись. Практически все мои знакомые, игравшие в Pirates!, утверждали, что самое злое, что было придумано за всю историю игровой индустрии – это вот такие вот «симуляторы бальных танцев».

pirates-dancing

А в остальном все очень даже неплохо. Те, кто еще помнит оригинальную игру, возможно, будут слегка шокированы, но все остальные порадуются необычному сочетанию жанров. Даже в том случае, если они играли только в «Корсаров».

  • lgb

    О да, помню ждал их и играл — сперва в какую-то пиратку «2 в одном», с русской и англицкой версией, потом уже и в лицензию от 1С. Первую часть почти не застал, а вот на sega были прекрасно сделанные Pirates! Gold! и я на них потратил немерено времени. Потом уже был компьютер и Корсары, так вот и дожил до очередного переиздания «Пиратов».

    Возможность спасения родни и нахождения индейских сокровищ была и раньше. Причём на сеге оно становилось доступно как только ты находил первую четвертинку карты — т.е. зная местность можно было сразу плыть и забирать клад/родственника/индейские сокровища, не дожидаясь сбора полной карты и показа названия ближайшего города.

    Пушки по-моему можно было только продавать, что бы разжиться ими нужно было всёж кого-нить на абордаж брать. А вот апгрейды кораблей, предметы и особые члены команды появились только тут — раньше можно было лишь чиниться время-от-времени.

    Танцы конечно очень заметное нововведение, но тут ещё добавили мини-игру про скрытное проникновение в город — раньше было что-то типа шанса что тебя поймают, а тут же нужно ночью бродить по улочкам и прятаться от патрулей. Зато тут выпилили атаку на город с моря — раньше про это было сражение на отдельной карте, в масштабе как битвы между кораблями, сейчас же это всё на глобальной карте происходит и происходит как какая-то ненужная фигня.