SWAT 4 (2005)

opener

Если вы ранее не слышали о серии SWAT, то вам и волноваться не стоит. Первые две части представляли собой тактический полет камеры над полицейской операцией со всеми ее радостями и горестями. Третья часть показала все то же самое, только от первого лица – и гораздо, гораздо сложнее. Четвертая же, обозреваемая ныне, является, пожалуй, самым лучшим парнем на деревне. Сюда бережно положили все самое лучшее, уравняли баланс и предложили любителям помозговать в самом лучшем виде.

Впрочем, на свежую кровь наверняка слетелись и хардкорные фанаты Rainbow Six. Вынужден разочаровать вас, дорогие любители Спланированных Операций: ничего интересного вы здесь не найдете. В SWAT 4 вам не придется просиживать часами над маршрутом карты, назначением точек обследования, прогонять карту по десять раз и мучительно думать над тем, как бы снять во-о-он того снайпера, что ухмыляется вам из окна второго этажа. Операции полицейского спецназа тем и отличаются от действий суровых коммандос, что им нужно делать все очень быстро, очень четко, и не дай вам Аллах потерять хоть одного заложника. Карта местности? В лучшем случае бармен захваченного диско-клуба предъявит вам салфетку с нарисованной дрожащей рукой схемой подсобных помещений. Если повезет – в ваши руки попадет детальная карта отеля, в котором русские мафиози ведут разухабистую перестрелку. Но вам, как правило, не везет.

130448-swat-4-windows-screenshot-a-hostage

SWAT (Special Weapons And Tactics) – отряд быстрого реагирования, впервые собранный в Лос-Анджелесе сорок лет назад. Отряд вооружен по последнему слову техники: штурмовые винтовки и автоматы, гранаты со слезоточивым газом, взрывчатка и наручники. Задача SWAT – решать проблемы, которые не входят в компетенцию полиции: захват заложников, штурм зданий с вооруженными преступниками и так далее. Кстати, по американским законам, несмотря на всю важность своего предназначения и серьезное оснащение, SWAT не считается армейским подразделением.

Собственно, о чем эта игра – вы уже догадались. Каждая миссия игры – это тяжелая ситуация, из которой нужно выйти самой малой кровью. Командуя «двойками», необходимо избежать гибели заложников и офицеров, причем желательно не убивать преступников, а захватывать их живыми. Также в вашей компетенции сбор улик и обязательный доклад обо всем найденном, повязанном и застреленном. Учитывая, что разработчиков консультировал Кен Тэтчер, отслуживший в SWAT тридцать четыре года, задания будут максимально приближены к реальным операциям. С одной, впрочем, оговоркой: в жизни у настоящих спецназовцев такие задания встречаются от силы раза три-четыре за все время службы. Зато к каждой миссии дизайнеры подготовились тщательно: вы можете выслушать диалог между сообщившим о преступлении и службой 911, прослушать и прочитать брифинг непосредственного начальства, ознакомиться с делами на каждого подозреваемого, ознакомиться с фотографиями местности (если есть необходимость), ознакомиться с таймлайном событий и т.п.

132061-swat-4-windows-screenshot-example-of-a-non-lethal-weapon-pepper

Для настоящей тактической игры инструментов управления командой маловато. Вы можете отдавать приказы от первого лица, наведя мышку на указанный участок в пределах видимости, а можете переключаться на маленький экранчик в правом верхнем углу и, очень ограниченно управляя обзором подчиненного, выдать приказ ему самому уже как бы от его имени. Правда, детализировать его не получится, что может привести к тотальной тупизне в рамках отдельно взятого AI. Так, например, если подозвать к себе бойца, он пойдет не по уже проторенному и безопасному пути, а напрямик – даже если на пути у него будет неисследованная комната, набитая вооруженными до зубов мексиканцами. Иногда, кстати, боец может и пройти такую комнату, бодро оставляя за собой трупы. Но это редкость – чаще все-таки убивают.

В качестве отдельного бонуса а-ля «звонок другу» вам на каждую миссию выдают снайпера, всегда сидящего в такой удобной засаде, при которой он может снять одного-двух подозреваемых. Правда, если вы хотите заслужить побольше очков, вы им не воспользуетесь – за арестованных преступных элементов «платят» больше. Кстати, арест – очень забавная штука. Противника можно морально подавить газовой гранатой и криком «Брось пушку! Полиция!», но он будет продолжать кашлять и размахивать УЗИ. Можно вдогонку кинуть дезориентирующую гранату (вызывает глухоту и ослепление) – та же ситуация. Один такой крендель, верный своим принципам сдался мне только после предупредительного выстрела из шотгана в ногу.

361988-swat-4-windows-screenshot-returning-fire

Основной алгоритм прохождения каждой миссии – зачистка комнат. Отдали «двойке» приказ MOVE AND CLEAR, ребята вскрывают дверь (при необходимости – отмычкой или взрывчаткой), вламываются в помещение, орут дурными голосами и ждут, пока вы им прикажете арестовать каждое активное существо в пределах видимости. Иногда вам, командиру элитного подразделения, приходится лично заковывать в наручники каждого бандюгана, потому что просветленный AI будет долго искать путь к нему. Продвигаясь по комнатам, желательно использовать гранаты (газовые, дезориентирующие и начиненные резиновыми шариками), потому что враг, будь он хоть местным маньяком или бандой юнцов, стреляет метко и всегда на поражение. Иногда штурм какой-нибудь захудалой комнатки может положить всю вашу команду, а может – никого не задеть.

Все дело в том, что при каждой новой загрузке уровня враги и заложники на нем расставляются случайным образом. И если вы проиграли миссию, в которой главный бандит прятался в туалете, то в этот раз он может быть уже в подсобке. Учитывая, что во время миссий сохраняться нельзя, это жутко раздражает. К счастью, грамотное использование гранат позволяет зачистить комнату без потерь – но иногда и этого мало, к тому же гранаты тут на вес золота. Каждый раз, грязно выругавшись в адрес генератора случайных врагов, приходится начинать с самого начала. Самое обидное – это то, что вы можете просчитать абсолютно все, кроме того, что враг может ходить по комнатам и, пока вы зачищаете одну часть помещений, он зайдет с тыла и застрелит если не вас, то вашего сотрудника – а это тоже очень обидно.

361986-swat-4-windows-screenshot-in-game-command-menu

Арсенал самого элитного спецподразделения лос-анджелесского управления полиции не отличается богатством и разнообразием. Пара дробовиков, несколько автоматов – и, что вполне понятно, ни единой снайперки. Бои-то идут чуть ли не вручную, какая тут снайперка? Автоматы, правда, тоже вызывают определенное сомнение: неудобно стрелять, они отчаянно мажут, да и в игре нет таких перестрелок, в которых автоматы были бы важнее шотганов. Поэтому дробовики – вот это наш выбор. Если что – всегда можно засадить дробью в голову палящего вразнобой врага и доложить на базу, что преступник отчаянно сопротивлялся, потому что так оно и было. Среди суровой правды жизни встречаются еще и баллончики с газом и даже пейнтбольные ружья с соответствующим снаряжением. Зря смеетесь, выстрел из такого ружья в упор в голову – в лучшем случае потеря сознания.

К амуниции прилагаются всякие безделушки вроде камеры, позволяющей смотреть за угол (высокотехнологичная новинка: раньше в SWAT для этих целей использовали зеркальце), мини-врызвчатка для вышибания двери, отмычки и так далее. Этот набор есть у каждого бойца, так что если вам, простите, «западло» сесть на лесенке и просветить камерой заугольное пространство, то можете отдать соответствующий приказ подчиненному. Кстати, если приказать им открыть дверь, и выяснится, что она заперта, они скажут, что нужно взломать – сами же ни отмычкой, ни взрывчаткой без вашей отмашки не воспользуются. Излишняя субординация иногда очень раздражает.

361991-swat-4-windows-screenshot-arrest-in-a-fairfax-residence

Если AI для вас настолько низок, что вы принципиально отказываетесь с ним играть, собирайте друзей из локальной сети и устраивайте кооперативные побоища. Вот уж где реальная веселуха, особенно если нацепить на себя гарнитуру. Этакий виртуальный вариант игры в командира и подчиненных. Рекомендуется лицам с ярко выраженной лидерской составляющей и любителям отыгрывать боевиков под начальством у строгого капитана. Есть еще режим чистого незамутненного мультиплеера – этакие «казаки-разбойники», где одни отыгрывают отмороженных «братков», а другие – честную и неподкупную полицию.

Движок Unreal последней модификации выдает хорошую, плавную, а главное – реалистичную картинку. Физики никакой нет: трупы не прыгают на двадцать метров от выстрела из дробовика, элементы окружающей среды не разлетаются на тысячи кусков, и лишь на текстурах остаются следы от пуль. Не самый подходящий движок для игры, которая проповедует реализм – но вполне можно играть и без этих условностей. Звук не подводит: пожалуй, если в игре есть чего-то больше, чем в других, то это именно звук. В игре очень много диалогов, отдельных реплик, звуковых эффектов – даже музыка есть, как ни странно.

361982-swat-4-windows-screenshot-mission-failed

SWAT 4 – не для тех, кто любит бегать, вооруженным до зубов, и стрелять во все, что движется. Тут в первую очередь надо анализировать ситуацию и создавать тактику на лету. Торопиться не следует. Каждый удачный ход – плюс не только к вашему самомнению, но и к результативному прохождению этих боевых шахмат от первого лица.

  • realavt

    >Первые две части представляли собой тактический полет камеры над полицейской операцией со всеми ее радостями и горестями

    Особенно первая часть, которая была по сути FMV-адвенчурой с живыми актерами, вольготно раскинувшейся на четырех сидюках :)

    • Torick

      PQ SWAT я как раз не посчитал, поскольку это часть адвенчурной серии.

      • realavt

        Тогда не совсем понятно, о каких играх речь. Кроме SWAT 2, разумеется…

        • Torick

          А, все, перечитал текст с цитатой. Да, ступил я чего-то (рецензию писал давно, когда игра только вышла).