The 39 Steps (2013)

39s_06В 1914 году, валяясь в постели с язвой желудка, шотландский политик и писатель Джон Бьюкен набросал рукопись, в которой главного героя впутывают в шпионскую игру Германии и Великобритании. Протагонист бегает по Шотландии и Лондону, переодевается, переживает с дюжину рандомных ивентов и в два счета раскрывает секретные коды. Но даже название истории ни о чем вам не скажет: The 39 Steps.

Еще три года назад, когда вышел анонс с громкими словами типа «цифровой пересказ самого первого в мире шпионского триллера», я заинтересовался этим самым триллером и скачал книгу. Она оказалась небезынтересной, но уж больно занудной. Игра зашла мне куда лучше — практически все визуальные описания заменены статичными картинками, а на долю текста остались лишь диалоги и экшн.

39s_03

The 39 Steps — это действительно не столько игра, сколько история. Да, в ней можно делать какие-то выборы, водить мышкой, но все это настолько прямолинейно (а что не прямолинейно, то и не обязательно), что слово «интерактивная» тут как-то неуместно. Здесь придется читать текст и смотреть иллюстрации под настраивающую на нужный лад музыку. Так что «цифровой пересказ» и правда подходит ей лучше.

Когда повествование идет ровно, откидываешься в кресло и внимательно следишь за происходящим; когда наступает саспенс и на горизонте собираются тучи, а саундтрек переходит в стакатто, начинаешь нервничать. Бьюкену не зря приписывают триллерное первенство: наверняка его первые читатели испытывали нечто схожее (а их было немало, например, в окопах Первой мировой). В диалогах игры нельзя выбирать фразы, но они там и не нужны — Ричард Ханней умеет постоять за себя, а ассоциировать себя с ним все равно не очень-то получается.

39s_04

Да и не получилось бы никогда. Такого дикого количества совпадений — как удачных, так и не очень — в типичном «роад муви» не ожидаешь. Особенно с переодеваниями: чуть ли не половина второстепенных персонажей оказывается похожа на Ханнея, поэтому он без колебаний меняется с ними одеждой и в очередной раз обманывает немецких шпионов. Те, правда, отвечают ему взаимностью в последнем эпизоде.

Да и с обстоятельствами Бьюкен явно перегнул палку: каждый раз, когда контрразведчик поневоле оказыавется в чистом поле, в небе тут же появляется аэроплан, который безошибочно распознается как принадлежащий оппонентам. Но зато ни одна встреча с антагонистами не проходит в истинном обличье обеих сторон одновременно, и это избавляет от ожидаемых диалогов в духе: — Do you expect me to talk? — No, mister Bond, I expect you to die!

39s_02

Вообще, странно получается. Такое ощущение, что я рецензирую книгу — столетней, замечу, давности — а не игру. Но книгу-то я как раз не дочитал и не посмотрел фильмы (как позже выяснилось, к счастью). Но в том-то и дело, что играя в The 39 Steps, я практически не ощущал интерактив, по сути следуя активным точкам на экране и читая выделенные фрагменты в газетах. Удивительное ощущение, и никакого желания прерывать повествование!

Это был хороший экспириенс, но похоже, что The Story Mechanics (игровое подразделение независимого шотландского телеканала) накрылись. А жаль, каким бы наивным ни был «первый шпионский триллер», я бы с удовольствием поиграл в новые цифровые пересказы!