The Bureau: XCOM Declassified (2013)

tbxd_01

Сакрализация главных произведений игрового искусства середины девяностых – это не только шесть родительных падежей подряд, но и очень опасная тенденция. Издатели пытаются разбудить воспоминания о прекрасном, но, как ни крути, все же топчутся грязными сапогами по канону.На момент своего анонса шутер XCOM (тогда название еще не было таким громоздким) представлялся безумным шагом со стороны Take-Two Interactive. Если прочие издатели хотя бы делали видимость, что уважают созданное или купленное ими наследие, и не особенно выходят за рамки изначального жанра, то в этот раз словосочетание XCOM is a first-person shooter породило не только кое-какие воспоминания о судьбе предшественниц (напомню, что уже X-COM: Apocalypse разительно отличался от классической Enemy Unknown, не говоря про космосим Interceptor и шутер Enforcer), но и плохие предчувствия в целом. Едкие критики припомнили издательству и тот же несчастный Enforcer, и не доживший до релиза командный шутер с ролевыми элементами Alliance.

tbxd_03

Уже потом разработчики жалели, что позволили пиарщикам раскрыть карты раньше времени. Критики были в некотором смысле правы – от изначальной концепции XCOM остался только временный период: конец 1962-го. В Овальном кабинете заседает Джон Кеннеди, на Карибы едут ядерные ракеты, неграм запрещено ходить в рестораны для белых, а Гагарин в космосе был, но бога не видел. Однако боги из космоса решают сами посетить скромный голубой шарик и совершают подпространственные прыжки через 600 световых лет, чтобы… пожалуй, на этом закончу. Разработчики в титрах скромно благодарят Кена Левина, и им уж точно есть за что.

Хотя начинается все вполне прозаично. Первую половину развитие сюжета чем-то похоже на X-COM: главный герой, агент этого самого «Бюро» (и нет, речь не про ФБР) дает отпор орде сектоидов, захватывает в плен живого пришельца, выведывает местонахождение их ключевых точек, затем открывает путь на Самую Главную Планету – короче, почти все как в классике, только вместо Кидонии – какая-то занюханная платформа в открытом космосе. Но вот там-то и начинается самый драйв – то, из-за чего я категорически отказывался идти спать, не добравшись до разгадки. Итоги финального боя омрачило лишь то, что я выбрал явно неудачную концовку…

tbxd_05

Если новейший X-COM: Enemy Unknown отличался от оригинала в том числе и персонифицированными человекофункциями вроде доктора Вален, то TB:XD еще больше углубляется в сферу персональных отношений. Между миссиями можно разгуливать по базе, рассматривать аутентичную обстановку, общаться с офицерами и агентами, выбирать реплики, которые совершенно ни на что не влияют, и выполнять необязательные задания с применением логики и инопланетных артефактов. Персонажи, в свою очередь, сошли прямиком с конвейера Фабрики Грез: неотразимый агент-ловелас, движимая личной местью агентесса, амбициозный директор, бывший нацистский физик, параноидальный коммунист – ну, вы поняли идею. Комикс. Только графика не такая мультяшная, какой могла быть.

Реплики из диалогового колеса не влияют на ход беседы: справа – уточняющие «петли», слева – одна большая кнопка «ДАЛЬШЕ». Успешно выполненные мини-задания на базе открывают доступ к горячим, но не очень важным точкам – туда, как в Assassin’s Creed: Brotherhood, можно отправлять автономных коллег, которые вернутся с наградой одновременно с вами. Улов не балует разнообразием: в лучшем случае достанется уникальная экипировка, в худшем – еще один оперативник среднего уровня. И зачем они тут? На 3/4 сложности мне лишь раз довелось плюнуть на погибших напарников – это было в последнем бою, причем перед финальной заставкой ко мне рысью прибежала пара на замену.

tbxd_04

Хотя потерять их как раз очень просто: AI ведет себя рискованно, постоянно выпрыгивая под лазерные лучи по неизвестному поводу. Можно сорвать голос, указывая им место для укрытия, но суровые парни в жилетках все равно будут менять дислокацию по своему хотению, то следуя за командиром, то застревая в углах. Лучше даже не приказывать им стрелять по цели – у этих дуболомов и пришелец жив останется, и сами коньки отбросят. Одно хорошо – от гранат всегда стараются отбежать, иначе совсем житья не стало бы.

Впрочем, работа приманкой – это бесплатный бонус к основным функциям беспокойных агентов. В зависимости от класса, уровня и дерева умений они по-разному расширяют арсенал, позволяя игроку отдавать особые приказы. Поставить лазерную турель, вбросить на поле мину, шугануть психокинетической волной, пальнуть усиленным выстрелом, вызвать огонь на себя – ни один навык нельзя назвать бесполезным. Это интересный момент: агентов можно выбрать и пощупать разные сочетания классов, но случись что – выход найдется из любой ситуации. Хотя я, по-моему, лишь один раз заменил сотрудника в самом начале и 95% миссий прошел уже сыгранной тройкой. Кроме того, сам герой тоже прокачивает умения, поддерживая и усиливая своих незадачливых соратников.

tbxd_06

Каждый бой в TB:XD выглядел для меня примерно так: в начале я включаю замедление, запускаю все свое кун-фу, чтобы приемы начали отсчитывать время перезарядки, затем судорожно и неоднократно тыкаю приказом «оба-двое, занять позицию!» в самое надежное убежище в поле зрения; после чего снимаю игру с замедления и начинается, собственно, действие: прицелился – выстрелил. Периодически проверяю, не выбежал ли кто из моих сумасшедших птенчиков под обстрел, и не пора ли бросить еще одну мину или выманить из укрытия особо трусливого врага. Так что как бы ни старались разработчики замаскировать свой труд под традиции X-COM, у них все равно получилась урезанная версия Mass Effect.

И не то, чтобы это было плохо. Атмосфера тайных операций есть, пришельцы есть, графика ничего так, действие не умолкает ни на минуту, даже какой-никакой челлендж в виде сломанного AI в наличии, сюжетец развивается – даром, что склеен из лоскутов прежних наработок. Но вот я тут задавался вопросом: стоит ли The Bureau: XCOM Declassified рекомендовать поклонникам XCOM? Ответ: нет. Она их разозлит и разочарует всеми этими нестыковками, недотактикой, неканоничными алиенами.

tbxd_02

Зато игру однозначно стоит рекомендовать любителям шутеров-с-укрытиями, шутеров с туповатыми напарниками и шутеров с инопланетянами, а также любителям теории заговора, Кена Левина и шуток про коммунистов.

А, и любителям комиксов, конечно.

  • Grassy

    блин. я любитель комиксов. но за такую рекомендацию уебал бы «трансметрополитэном».

    • Torick

      Просто ты профессиональный любитель комиксов, а я их даже не читаю ((

  • Олег Брекало

    На самом деле в таком сетинге превосходно бы смотрелся ремейк Хкома 2012 года. Не современность, а холодная война. Когда девочка-профессор в 2012 году изучает лазеры пришельцев, она примерно понимает что такое горячий луч прожигающий все, а в 1962 году это диво дивное.

    • Torick

      Я думаю, что такое вполне могло быть, если бы TBXD пошла хорошо. На хорошем сеттинге можно что угодно сделать.

  • Sergey Gotsman

    > стоит ли The Bureau: XCOM Declassified рекомендовать поклонникам XCOM? Ответ: нет

    Считаю себя любителем XCOM, хотя бы потому что прошел в том числе и во всех смыслах отвратный Enforcer. И я нахожу

  • Sergey Gotsman

    > стоит ли The Bureau: XCOM Declassified рекомендовать поклонникам XCOM? Ответ: нет
    Считаю себя любителем XCOM. The Bureau отличный. А уж вижуал и сеттинг здесь на голову выше, чем в XCOM (2012)..

    P.S.
    >от изначальной концепции XCOM остался только временный период: конец 1962-го.В изначальной концепции были 50-е, но когда решили игру переделывать, то заодно перенесли время действия на 10 лет вперед.

  • Sergey Gotsman

    > стоит ли The Bureau: XCOM Declassified рекомендовать поклонникам XCOM? Ответ: нет
    Считаю себя любителем XCOM. The Bureau отличный. А уж вижуал и сеттинг здесь на голову выше, чем в XCOM (2012)..

    >от изначальной концепции XCOM остался только временный период: конец 1962-го.
    В изначальной концепции были 50-е, но когда решили игру переделывать, то заодно перенесли время действия на 10 лет вперед.

    • Torick

      Вижуал — да, а сеттинг немножко корявый все-таки.

      Одно дело разница между 50-ми и 62-м, и другое — между 1950-ми и 2010-ми )

  • Pingback: История X-Com (часть 2) | Личный Блог Святослава Торика()

  • AleksandrKrykov

    Заинтересовали игрой =)