Игровой дизайн

Вокруг света за 80 игр — как профессор математики воспринимает игры народов мира

Spread the love

Очень люблю книги, которые умеют удивлять. Открывая исследование Around the world in 80 games, я ожидал что-то вроде пересказа Википедии про игры разных стран и народов — и в какой-то мере действительно его получил, но не меньшую ценность придал книге взгляд автора — профессора математики Маркуса дю Саутоя, члена Лондонского королевского общества и офицера Британского ордена. Параллельно объяснениям, откуда у наиболее распространенных карт по 2 масти красного и черного цвета, он поясняет и то, почему в колоде строго определенное их количество. Рассказывая о мексиканском бинго в аспекте «Дня мертвых», профессор дю Саутой походя сравнивает его с американским и раскрывает формулу для подсчета вероятностей выпадения бинго. Раскладывая домино, погружает в «задачу кенигсбергских мостов» и теорию Эйлера.

И вот так всю книгу — целых 80 игр со всего света.

Как и положено человеку науки и автору уже нескольких книг о влиянии математики на нашу жизнь, Маркус детально вводит читателя в контекст. Рассказывая о шахматах — дает краткую лекцию про мощь квадратической прогрессии, а в главе про игральные карты — о важности простых чисел. Впрочем, простые числа в целом являются главным коньком Дю Саутоя, поскольку он занимается ими в своей профессиональной деятельности математика, поэтому на протяжении книги встреча с ними будет регулярной. Также вы встретитесь с вычислением числа пи при помощи древнеегипетской игры Сенет, равновесием Нэша и золотым сечением (пропорцией) в «Игре в ультиматум», количеством возможных раскладов в игре Го и так далее и тому подобное.

Помимо контекста алгебраического, автор посвящает читателя и в культурное окружение: например, как он познакомился с игрой, как ее использовали в древности (от религиозных ритуалов до астрономических вычислений) и как играют в наше время. Иногда это репортаж автора, но чаще всего это просто компактный пересказ Википедии. Впрочем, согласитесь, что не зная предмета разговора, невозможно додуматься погуглить и выяснить, что бешеная популярность «игры в животных» в Бразилии приводит к тому, что телефонные сети в стране перегружены с 2 до 3 дня.

Не обходится и без кратких обучающих вставок типа «как всегда сводить крестики-нолики вничью» и «почему казино всегда в плюсе» (даже если вы знаете про эффект зеро и дабл-зеро, все равно интересно почитать). На этом фоне особенно интересны исторические экскурсы, отвечающие на вопросы типа «почему в бридж играют парами», «как играть в Таро» (да-да, гадальными эти карты стали позднее), как решать логические головоломки на примере игры в Cluedo и почему Моцарт предлагал сочинять музыку броском двух шестигранных кубиков.

По видеоиграм профессор Дю Саутой проходится вскользь, подмечая, что они ему не сильно интересны. Но вот что наиболее важно: затрагивая мучительный для всех геймдизайнеров вопрос «что такое игра», профессор проезжается и по Хёйзинге с его устаревшими понятиями, и по Витгенштейну с его «языковой игрой», и поднимает определения Роже Кайуа и Бернара Сьютса — короче, докапывается до всех, кто хоть как-то высказывался по этому вопросу. Ответа он не находит, но в конечном итоге приходит к тому же выводу, что сделал и я в свое время: игра — это просто задача, у которой есть пути решения, и игрок всегда понимает, решил он ее или еще нет. Именно поэтому ему, математику, так нравятся игры — они являются практическим воплощением математических задач.

Когда я раздумывал, в какую папку своих цифровых копий положить эту книгу, я метался между «историей игр» и «геймдизайном». В конечном счете победил последний — если уж и читать Around the world in 80 games, то как раз ради того, чтобы понять, в чем сила и привлекательность игр, и какую роль в этих аспектах играет математика, которую всю свою жизнь изучает и излучает профессор Маркус Дю Саутой.

2 Comments

Добавить комментарий

Your email address will not be published.