Рецензии

Last Train Home (2023)

Spread the love

В таинственных маршрутах истории, спрятанных между строк учебников и в забытых мемуарах, иногда открываются главы, полные героизма и трагизма. Last Train Home не просто игра — это путешествие в наше прошлое, где Чехословацкий легион, те самые «белочехи», оживают в своем мучительном и героическом пути через Россию времен Гражданской войны. Это основанный на реальных исторических фактах рассказ о тысячах чешских и словацких солдат, попавших в русский плен, затем освобожденных и вынужденных ехать на поезде через всю страну, воюя то с Красной армией, то с Белой. На сегодняшний день это первая игра, предлагающая окунуться в эпоху относительно современного «Анабасиса», где герои с каждым шагом, каждым выбором пишут свою собственную историю выживания на недружественной территории в их долгом пути домой.

Чешская студия Ashborn Games провела немало времени за изучением этого эпизода Гражданской войны в России, про который нам в школе даже близко не рассказывали. И пусть не все в игре максимально аутентично, но основные черты сохранены. Например, советник Лангер — как и многие другие солдаты, его образ основан на реальном человеке, Франтишеке Лангере, чьи книги, как оказалось, я читал в своем далеком советском детстве. В игре же капитан Лангер зачитывает телеграммы и приказы от правительства будущей Чехословацкой Республики, информирует по ожидаемым условиям и ситуации с вражескими войсками в ближайших городах.

Задачи поступают самые разные, большинство из них основаны либо на реальных исторических фактах (например, про перевозку части золотого запаса Российской Империи), либо на конспирологических теориях (вывоз чудом выживших детей царской семьи). Помимо основного квеста, меняющегося каждую из девяти глав, в обязательном порядке встречаются и другие: вот девочка ищет своего отца, завербованного белыми, а вот покусанные волками крестьяне просят избавить их от зверья, а вот женский отряд самообороны требует помощи в освобождении их угольной шахты, захваченной злыми коммунистами.

При этом у Last Train Home нет ярко выраженной политической склонности: здесь встречаются и хорошие коммунисты, и предатели-беляки, и «зеленые», и просто бандиты. Белые и красные, да все такие разные, а голова у Чехословацкого легиона — одна, и та ваша. Весь нарратив сосредоточен на желании бойцов как можно скорее попасть на спасительные пароходы и как можно меньше вмешиваться в разгорающуюся Гражданскую войну, охватившую всю страну.

Путешествие начинается с Брянской области, откуда поезд должен дойти до Москвы, получить дальнейшие указания и отправиться во Владивосток. Состав поначалу небольшой: пять вагонов, но ближе к концу у запасливого игрока их наберется штук восемь-девять. Бойцов надо где-то располагать, чем-то кормить и как-то лечить, а еще нужно хранить имущество и ресурсы, разрабатывать полезные улучшения, ну и не помешает артиллерийская платформа для поддержки боевых операций. Все вагоны можно улучшать: расширять койко- и рабочие места, утеплять обивкой и ставить печки (через Сибирь едем!), укреплять структуру вагона и повышать эффективность рабочего пространства.

На все это нужны ресурсы, которые игрок собирает по пути, отправляя солдат за фуражом, на обшаривание заброшенных деревень, на лесоповал и, порой, на боевые задания. Паровозу нужен уголь, солдатам — еда, вагонам для апгрейда требуется дерево, металл и ткань. Повара готовят гуляш из мяса и овощей, инженеры вытачивают гранаты и артиллерийские снаряды из металла и пороха. Поначалу ресурсов отчаянно не хватает, но если грамотно планировать прочесывание окрестностей, то даже в конце, где включается давление временем и низкой температурой, можно вполне комфортно существовать.

На добычу ресурсов нужно отправлять солдат, причем желательно с соответствующими навыками. Снайперы по совместительству оказываются хорошими охотниками на дичь, заботливая медсестра и бывший уголовник прекрасно знают, как устроены тайники в домах, болтливый шутник уговаривает купцов продать товар подешевле. Готовя отряд к отправке на точку интереса, приходится продумывать состав, исходя не только из навыков, но и других параметров: усталый боец может вернуться совсем разбитым и упасть на койку на целые игровые сутки, заболевшим явно не станет лучше в поле, а солдата в депрессии вообще лучше не трогать. Если ждать восстановления нет желания, то большинство этих статусов легко исправить, вручив бойцу сигаретку, таблетку с эфедрином или потратив ценную аптечку.

С боевыми действиями история другая: у каждого солдата есть своя оперативная роль, причем особо продвинутые могут овладевать новыми классами по настоянию командира. Снайперу в разведке полезно научиться метать гранаты, а пулеметчику — быстрее передвигаться, чтобы менять дислокацию. Впрочем, роли бывают и мирными: гранатометчик-повар и медсестра-механик — обычное дело для наспех сколоченного отряда. Каждую роль можно и нужно прокачивать, получая опыт от вылазок за ресурсами и боевых операций.

Здесь, к сожалению, проявилась неопытность разработчиков. В Last Train Home можно играть как в традиционные RTT-игры типа Company of Heroes, так и в стелс-тактику вроде Desperados. Но учитывая вечный дефицит боеприпасов и высокую стоимость восстановления здоровья (особенно если боец тяжело ранен), то выгоднее, конечно, идти в максимально скрытном режиме. Вот тут-то прокаченные снайперы и дают жару: уходят в стелс прямо на открытой местности, молниеносно передвигаются и могут в случае чего одним выстрелом завалить любого врага (кроме некоторых боссов и техники).

Поскольку я люблю стелс-тактики, я изучил все свойства игры на этот счет и вынужден разочаровать других любителей жанра: скрипты NPC крайне примитивны, а таймеры перехода состояния от осторожности к тревожности слишком большие. Типичная ситуация: идет патруль из 6 большевиков. Подбегаю со спины и режу одного бойца — отряд слышит шум, поднимает над головой вопросики, а я тем временем бегу через весь экран в ближайшие кусты или за угол, дожидаюсь, пока они успокоятся, вновь вылезаю из кустов — и таким вот манером вырезаю их один за другим. Доходило до того что во второй половине игры я просто ломал сценарий миссии, не выполняя сразу первое подзадание, а предварительно зачищая карту, даже если на ней стоит укрепленный форт с пулеметами, гаубийцей и прочей техникой (помните про гранаты у снайпера? а еще есть артиллерийская платформа с 4 ударами, разносящими любые танки). С одной стороны — прикольно, быстрый дофамин от доминирования, а с другой — ну и зачем мне все остальные бойцы?

Впрочем, я обязательно брал с собой гранатометчика, пулеметчика и медика. Со стаей волков трюки с ножами в спину не прокатывают, а стреляют снайперы слишком медленно, чтобы успеть отбиться от зверья. Здесь работает тактика «разложил пулемет — привел волков в огневой сектор». Медсестру я брал чисто на всякий случай, но пару раз на карте появлялись сайд-квесты с лечением какого-нибудь NPC, который благодарил за заботу полезными ресурсами. Наконец, профессиональные гранатометчики работают лучше, чем снайпер с базовым навыком, и в ситуации с неизбежным танком готовить засаду получалось куда эффективнее.

И, кстати, да, часть миссий заскриптована на обязательное боевое столкновение. Пусть редко, но приходится микроменеджить оборону, расставляя мины на пути потенциального следования техники, рассаживая пулеметчиков с максимальным покрытием подхода вражеской пехоты, снайперов туда-сюда гонять и вот это вот все. Было интересно переключаться на такие действия, но выпадали они слишком редко, а нехватка предварительной информации с лихвой компенсировалась загрузкой более раннего сохранения. Увы, но здесь чешские разработчики ничего нового привнести не смогли.

И пусть Last Train Home не поднимает планку в жанре, но она хорошо демонстрирует, что исторический контекст и глубоко проработанный игровой мир способны превратить обычную тактическую игру в уникальный и захватывающий опыт. Это путешествие, в котором каждый шаг и каждое решение не просто влияют на исход битв (у меня так и не погиб ни один солдат), но и переплетаются с реальными событиями, заставляя игроков по-новому взглянуть на уже знакомые страницы истории. И, хотя игра имеет свои недостатки, связанные с ограничениями в AI и скриптах, они не умаляют её значимости и потенциала стать одной из самых заметных игр этого года.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.