Сейчас, с высоты тридцатилетнего опыта, достаточно быстрого взгляда, чтобы осознать одну простую истину. Лишь два жанра вечны, как огонь в Александровском парке: match-3 и Action-RPG.
Если хочешь сделать что-то, во что будут играть тысячи пользователей, невзирая ни на что – сделай клон Diablo. Надергай задумок из хитов прошлых лет, намешай простенького – можно даже бредового – сюжетца, разбавь графикой, благо этого добра на каждом углу валяется, обвешай пресс-релиз устрашающими фразами – и смело выпускай гулять на улицу. Так уж устроены многочисленные поклонники жанра, что им годится что угодно, если оно динамично, эпично и не вылетает на втором акте. Из этих людей да гвозди бы делать…
Визитная карточка проекта в жанре Action/RPG выглядит так: мифология – наше все. Эльфы и гномы? Поезжайте в Sacred. Эпическая борьба добра со злом? Привет, Diablo. Сказания античности? Пожалуйте в Titan Quest. А теперь вот на ниве мифологии решила выехать французская студия Cyanide. Лучше бы сразу приняли своего «цианида» и не мешали добрым людям спать по ночам.
Несмотря на то, что игра называется Loki, в ней смешаны аж четыре различных пантеона: древнегреческий, древнеегипетский, скандинавский и ацтекский. В начале игры можно выбрать одного из четырех героев с соответствующей географической привязкой, и после недолгой пробежка по родной локации, его направляют в Египет. Там ему нужно разобраться с богом Сетом, который как раз проснулся от вечного сна, чтобы покарать неверных, устроить тоталитаризм среди смертных и все такое прочее. Естественно, это только начало, и в прекрасном далеко игрока ждет масса увлекательных приключений. А теперь – главный сюрприз. Чтобы открыть истинную концовку, необходимо пройти игру на всех трех степенях сложности. Нормально, да? Один эпизод занимает примерно 9-10 часов. Четыре эпизода – 40 часов. Умножаем на три – получаем 120 (это без учета того, что с каждым прохождением увеличивается уровень сложности). А не пошли бы вы лесом, дорогие гейм-дизайнеры?
К сожалению, лесом они не пойдут. Более того, как уже упоминалось, есть на свете такой тип людей, которые плевать хотели на муторный сюжет и прочие изыски – лишь бы дали порубать в капусту всяких монстров и монстриков. И даже их не останавливает интерфейс, о котором – отдельная песня.
Скажи мне, современный геймер, ты когда-нибудь видел такую вещь, как текстовый интерфейс? Представь себе – никаких иконок, никаких картинок. Только название предмета и его художественное описание. Кажется, нечто в этом духе я последний раз наблюдал году в 1993-м, когда вышел Might and Magic V. Правда, там была иконка, обозначающая тип предмета – оружие, броня, бижутерия или вещь квестового значения. Ну так вот, в Loki нет даже этих иконок. Когда-то считалось, что настольные ролевые игры, где описания произносит вслух Мастер Игры, развивают воображение – мол, каждый игрок по-своему представляет себе ту или иную деталь игры. Конечно, в Loki предмет визуализируется и показывает числовые параметры, когда его нацепляешь на тушку своего альтер-эго, но до той поры остается только представлять себе, что такое «Греческая дубинка защиты теней».
Вообще, предметная система у игры удивительная. Во-первых, все вещи делятся по расам. Греческая амазонка не может использовать предмет, который начинается со слова «египетский», а суровый скандинавский воин ну никак не нацепит на себя шапочку, сшитую для ацтекского жреца. Во-вторых, вещи традиционно обладают случайными параметрами, поэтому зачастую приходиться бороться с персональной жабой – то ли надеть этот жилет на +5 выносливости, обменяв его на +3 интеллекта, то ли ждать еще часа полтора-два, пока выпадет что-нибудь получше (и не забывайте про расовую принадлежность!).
Но не дропом единым жив человек! В каждом приличном селе обитает некто Кузнец, способный раздолбать предмет высокого качества в жалкие обломки. Если к этим обломкам приделать десяток брусков драгоценного металла, то брюки легким кликом мышки превращаются в шорты повышенной защиты. Или какой-нибудь занюханный скипетр начинает бить дополнительным уроном темной магии. Ну или что-нибудь еще в этом духе. Причем если в Titan Quest для улучшения экипировки требовался сам предмет, рецепт да еще и добрый десяток редких ингредиентов, то здесь достаточно выбить подходящую руну – а все остальное как-то само приложится.
Товарно-денежные отношения, к которым мы так привыкли, несколько омрачаются вездесущим интерфейсом. Внимайте: чтобы продать предмет, нужно перенести его в специальный отстойник, затем у продавца выбрать соответствующую опцию и уже оттуда продать весь накопленный хлам. В принципе, цель понятна: чтобы случайно не продать какую-нибудь ценную вещь. С функцией buy back древние цивилизации, видимо, не знакомы.
Удивительно еще и другое: у продавцов периодически появляются интересные вещи за соответствующую цену, а вот различные банки и бутылки, которые столь интенсивно пьет главный герой, могут не восполняться часами. В итоге, изрядно подрастеряв запас волшебных эликсиров, можно остаться с голой задницей супротив какого-нибудь особенно злого босса. С другой стороны, все монстры в игре так устроены, что игроку достаточно лишь резво бегать по округе, отстреливаясь от наседающих тварей. Даже боссы, которые по логике должны напрягать ум и смекалку, подвержены простейшему «кайту» — бегаешь себе, постреливаешь потихоньку, восстанавливаешь ману и здоровье, повторяешь. Наверное, программистам Loki очень понравится. 10: RUN. 20: SHOOT. 30: GO TO 10.
Набор опыта полностью идентичен своим собратьям по жанру: убиваем монстров, выполняем задания, получаем XP. Один уровень – пять очков, которые можно вкинуть в банальные донельзя выносливость-силу-ловкость-интеллект. О том, когда же это все закончится, молчат даже манускрипты Нострадамуса. А вот с талантами все несколько хитрее. Каждому персонажу дозволено помолиться одному из трех профилирующих богов. Выбрав себе объект для поклонения, герой отдает 25% полученного опыта в пользу высшей силы, за что та прокачивает ему отдельный «уровень талантов». Один уровень – одно полновесное очко, вкладываемое в божественное дерево навыков. Короче, мухи отдельно, котлеты отдельно. Несколько неудобно, поскольку таланты всегда будут запаздывать за персонажем, но при условии наличия аж 200 уровней крутости, дефицита характеристик или тех же талантов не наблюдается вообще.
Таланты классическим образом поделены на пассивные и активные. Чтобы побыстрее прокачать умения, нужно помимо обычной сдачи опыта (в размере 25%, напоминаю) еще и «кормить» алтарь своего божественного кумира различными предметами, желательно эпического свойства. Конечно, денег никаких на это не хватит, но как же все-таки приятно улучшать любимый файрбол одновременно с уровнем персонажа.
Есть у моряков такая традиция: при пересечении экватора устраивать всеобщую баню с купанием новичков в соленой морской воде. В некоторых командах принято еще и дубасить новичков чем-нибудь типа половой тряпки. Новички фыркают, смеются, но выносят все тяготы морской службы. К сожалению, в игровой индустрии не принято бить начинающих разработчиков в момент выхода их продукта. А жаль, из этого могла бы получиться весьма показательная традиция – на будущее, чтобы знали, как выпускать игру. Да так, чтобы не пришлось в течение месяца выпускать аж четыре патча с пометками «Очень важно! Обязательно установите!». Количество обнаруженных багов, пожалуй, превышает количество заявленных особенностей Loki. С таким подходом к процессу несколько пугает будущее студии Cyanide. Весьма вероятно, что им придется перейти на «аутсорс», благо задатки для этого у них имеются.
Видеоролики Loki – пожалуй, самое лучшее, что есть в этой игре. Волшебные, просто поразительные сюжеты разворачиваются перед игроком. Все очень динамично, красиво, завораживающе и прочий пиар. Нет, правда, такие ролики стоят серьезных денег – и лучше бы разработчики на них и зарабатывали. Потому что анимация, которая присутствует в игре – вот эти вот два с половиной кадра – это отличный повод сжечь еще одно неприметное здание в Париже, чтобы больше так не делали.
На самом деле, Loki ждет прогнозируемый успех. Российский издатель обладает хорошими связями, чтобы отрекламировать игру по полной программе, включая тесные отношения с редакторами игровых журналов и прочую современную чушь. Неприхотливый русский игрок с радостью вонзит свои зубы в гранит Самого Идиотского Клона Diablo (тайтл мой – прим. автора), причем не обломает их, а сточит до основания, но все же одолеет богомерзкие ошибки и криворукость Cyanide ради того, чтобы узнать – какую каверзу затеял этот хитрец Локи. Снимем шляпы и пожелаем им всем удачи.
я ее забросил из-за монстров, неагрящихся через препятствие. дошел до какого-то особо жирного босса, на которого спокойно кастовал из-за стены град стрел, каст на пятидесятый надоело.
Как хорошо, что я ее удалил после часа игры? осознав что у того, что называют Action-RPG нет ничего общего с RPG…
У меня в игре не работали способности. Даже атака не работала. Друг погонял пару часов и нарвался на критическую ошибку с вылетом игры и последующим удалением сохранения.