Размышляя о крае вечной мерзлоты и кимберлитовых трубок, кажется, будто людям здесь совершенно не до игр, и уж тем более компьютерных. Ну какие там фантазии, планирование и программирование развлечений, когда машину надо заводить при помощи газовой горелки? Однако у моего собеседника, любезно согласившегося проводить меня по якутской игровой индустрии, иное мнение: «Благодаря морозам и работается хорошо: никуда не отвлекаешься, не выходишь. В -50 сам бог велел либо игры делать, либо детей!»
Про второе не интересовался, но с первым у Эдуарда Готовцева, жителя Якутска, выходит неплохо. В феврале 2017 года студия Fntastic, основанная Эдуардом и его братом Айсеном, выпустила компьютерную игру The Wild Eight, продавшуюся тиражом в 80.000 экземпляров менее чем за полгода. Игроку выпала нелегкая доля: свалиться вместе с самолетом и семерыми такими же везунчиками на территорию Аляски и пережить падение. Теперь его задача — продолжать выживать в неприветливой обстановке Американского Крайнего Севера. Простая заявка на вакансию современного Джека Лондона оказалась победной — за правдоподобность игру похвалили многие издания, а среди пользователей она достигла рейтинга в 76%, чего далеко не каждый мультимиллионный блокбастер добивается.
Братья Готовцевы, никогда не бывавшие на месте действия своей игры, взяли за климатический образец родные сопки и льдины. В конце концов, по ту сторону пролива Беринга погода такая же, а известность Аляски в мировом масштабе намного выше какой-то там республики Саха. Мой собеседник сокрушается: «Все знают о Якутии в первую очередь по алмазам, и в этом нет ничего странного, ведь здесь добывается треть всех алмазов мира. А во вторую — по жуткому холоду. Что же касается культуры, истории, флоры-фауны, то наверное, это известно лишь немногим людям. С другой стороны, простые жители — такие как я, знают о регионах России лишь по самым известным вещам. Сам как представлю Тульскую область, вижу перед собой только знаменитые пряники».
И ведь действительно, у Якутии нет своих ярых евангелистов. В лучшем случае выйдет роман от какого-нибудь лауреата Нацбеста, да и тот на Западе примут весьма прохладно. Вот и остается уповать на местных жителей, хоть мытьем, хоть катаньем распространяющих сведения о своей родине. Братья, например, и сами не удержались от того, чтобы воткнуть в The Wild Eight локацию с копией кимберлитовой трубки «Мир» и нескольких пещер с наскальными рисунками.
Но и кроме алмазов и дикого холода Крайнему Северу есть, о чем поведать миру. Самый важный артефакт региона — это «Олонхо», уникальный шедевр народного творчества, внесенный в реестр ЮНЕСКО. Это даже не столько название произведения, сколько настоящее искусство: способ составления, исполнения и передачи по наследству эпического произведения. Некоторые олонхо настолько велики — 36 000 строк! — что их исполнение занимает несколько суток. Неужели среди этих эпосов не найдется ничего, достойного видеоигр?
Восемнадцатилетние близнецы Алексей и Афанасий Ушницкие из села Хонуу так не считали, да и судьба у них сложилась не менее эпично, чем в народных преданиях. Пройдя путь от продавцов газет и мойщиков машин до младшего сисадмина в ювелирной компании «ЭПЛ Даймонд», они повстречали на своем пути золотую (вернее, алмазную) рыбку — председателя правления Петра Федорова, разделявшего интерес братьев к программированию и компьютерным играм. Вскоре от него последовало предложение создать свою собственную игру, подкрепленное внушительным даже по якутским меркам бюджетом. И, как в типичной сказке, Ушницкие потратили финансы не по уму, а по сердцу — они разработали фэнтезийный боевик «Уолан Боотур» про одноименного богатыря из популярной былины-олонхо. Недостаток опыта и непонимание рынка привели к тому, что игра с треском провалилась (но в Лету не канула).
Проблема «Уолана Боотура» была не только в том, что в 2004-м игре от никому неизвестной студии пришлось конкурировать с блокбастерами известных серий и повальным пиратством. Диски распространяли во всех магазинах города, надеясь продать их тем якутам, в которых отзовутся ассоциации с родными фольклорными мотивами, но братья не учли, что олонхо — вещь слишком узкая, эти сказки не рассказывают в русскоязычных семьях и даже не проходят в якутских школах. К тому же самые популярные среди детей олонхо — это страшилки про шаманов и чертей, что мало мотивирует на покупку игры. Вот вы бы купили игру про Гроб На Колесиках или про Черную Руку?..
Тут бы братьям-боотурам и головушку повесить, но не таковы оказались юные разработчики. С трудом отыскав еще немного свободного времени и денег, они взялись разрабатывать несложную головоломку. На этот раз Ушницкие не стали заказывать диски и продавать их в супермаркетах города — в цифровую эпоху оказалось проще найти издателя за океаном, который распространял бы их игру в интернете. Такой подход принес братьям тысячу долларов с первой же попытки, а через пять лет прибыль от создания «казуальных» игр достигла и первого миллиона. Сейчас их студию MyTona с многотысячным многонациональным коллективом знают не только на родине, но и далеко за пределами Якутии.
Несмотря на переориентацию на Запад (или на Восток?), Ушницкие всегда помнили свои корни. Во время очередного расширения студии была сформирована команда программистов, разработавшая несколько продуктов для исключительно якутского бизнеса — например, виртуальный тур по Национальному художественному музею Республики Саха, доступный посетителям сайта этого музея в любое время суток. Или веб-интерфейс, позволяющий отслеживать электронную повестку дня заседания Ил Тумэн (якутский парламент) в реальном времени.
Заработанная таким образом репутация помогла братьям — требования к играм росли, студию приходилось постоянно расширять, путь от 4 до 140 сотрудников Ушницкие прошли за восемь лет, и все это время их преследовал кадровый голод. Попытку собрать самые гениальные и мощные мозги Якутии попытались провернуть еще в 2007-м, открыв небольшой инкубатор «Три долины» (названный по трем населенным долинам республики Саха). Какое-то время резидентом в нем числилась и студия Алексея и Афанасия Ушницких, но финансовый кризис быстро подвел черту под молодым технопарком.
Появление «Трех долин» связано и с вектором развития главного ВУЗа региона — Северо-Восточного Федерального Университета. Руководитель инкубатора успел убедить ректора СВФУ в востребованности специалистов в области высокотехнологичных и инновационных продуктов. Во что это вылилось — свидетельствует Эдуард Готовцев: «В 2016 году сборная Института математики и информатики СВФУ дошла до полуфинала чемпионата мира по программированию The ACM-ICPC International Collegiate Programming Contest. А на конкретном примере Fntastic — наши кодеры изначально имеют хорошую базу знания программных языков C# и C++. Без этого ведущий программист не сделал бы всю мультиплеерную часть The Wild Eight в одиночку!». На этом профессиональные рекорды якутов не заканчиваются: студенты-программисты регулярно побеждают в региональных соревнованиях — к примеру, в Дальневосточном регионе в декабре 2020-го.
Впрочем, на местной карте высшего образования все еще белеют пятна: «В Якутии много талантливых художников, как и по всей России, у нас обучением в этой сфере занимается специальный колледж, есть институт. Но здесь такой момент — они не учат 2D-рисованию в Adobe Photoshop, что для нас важно. Есть проблемы и в сфере 3D-моделирования. Вот в этих двух дисциплинах люди могут только самообучаться из-за отсутствия профильного образования. Ходят на частные курсы, смотрят курсы в Интернете. А о таких узкоспециальных направлений как геймдизайн, говорить вообще не приходится…».
Зато технопарковое движение не остановилось. Уже в 2011-м, оправившись от финансового кризиса, власти республики Саха пошли на уникальный в масштабах всего Дальнего Востока шаг: учредили инвестиционную компанию «Якутия» и открыли под нее одноименный технопарк при Северо-Восточном Федеральном Университете, в попечительский совет которого, кстати, вошел и основатель «Трех долин».
Из выпускников государственного технопарка, помимо братьев Готовцевых, успеха в игровой индустрии добился пока только один участник — Алексей Шарыгин. Его симуляторы езды по бездорожью для смартфонов скачаны более пяти миллионов раз. И, как его коллеги, Алексей помнит о родине: кроме игр он разработал для тех же смартфонов бесплатный гид по республике Саха.
К настоящему моменту в технопарке «Якутия» заседает более ста резидентов, занимающихся не только IT, но и вопросами энергоэффективности и биотехнологиями, в том числе криотехнологиям — спасибо климату Якутии. На открытии инкубатора поддержка властей не закончилась: Минсвязи и Минобразования в сотрудничестве с местными IT-ассоциациями периодически проводят конкурсы и марафоны среди программистов, а помогают им уже набравшиеся опыта выпускники — например, команде, победившей на «Хакатоне 2017» с программой по выполнению квестов в обмен на скидки в магазинах, помогал геймдизайнер из MyTona.
Неудивительно, ведь эта студия фактически стала драйвером местной игровой индустрии. Когда Готовцевы выставили The Wild Eight на краудфандинговую площадку Kickstarter, чтобы собрать недостающие для разработки деньги, к концу сбора оказалось, что не достает $12.000. Чтобы кампания состоялась, братья Ушницкие в последний момент «дотащили» кампанию до нужной отметки, вложив личные средства. Приятно увидеть немного душевного (и материального!) тепла в стране вечной мерзлоты.
На волне успеха «Якутии» открылись и другие технопарки: например, в 2012-м — студенческий бизнес-инкубатор «Орех» Арктического инновационного центра СВФУ, удостоенный национальной премией «Молодые львы 2016». Сращивание теоретических занятий с практикой привело к тому, что уже через несколько лет две студентки СВФУ в качестве дипломной работы представили свой стартап, выращенный в «Орехе», — и успешно защитились.
Подведу итог: в республике Саха действуют профессиональные студии разработки компьютерных и мобильных игр с мировой известностью и внушительным финансовым оборотом. В IT-инкубаторах «Якутия» и «Орех» сидят десятки команд, разрабатывающих свои первые игры для компьютеров, мобильных телефонов и VR-платформ. Взорвут ли они игровую индустрию — хороший вопрос, но скорее всего лишь вопрос времени. Для игровой индустрии Якутии все только начинается. Если власти не потеряют темп, а частные инвестиции в инкубаторы и технопарки будут хорошо отбиваться, есть шанс, что с алмазными долинами в Якутии вскоре будут конкурировать и кремниевые.
А что же культурное наследие? Да, «Уолан Боотур» — единственная и, мягко говоря, не самая удачная попытка использовать местный фольклор. Но это было пятнадцать лет назад, что по меркам такой динамичной отрасли как игровая индустрия равно двум-трем поколениям технологий. Если сегодня MyTona или Fntastic возьмутся за популяризацию олонхо, они смогут выехать уже не столько на малоизвестных национальных мифах, сколько на своей наработанной экспертизе, на своем опыте и уникальной вере в свои силы.
Но пока что у них другие векторы развития. Близнецы Ушницкие продолжают расширять свое присутствие на рынке мобильных казуальных игр, а Fntastic после «Дикой восьмерки» посвятила себя симпатичной премиумной адвенчуре Radiant One, которая впоследствии вышла в AppStore и получила высокие оценки и заметное присутствие. Переход на удаленку еще до того как это стало модным позволил Fntastic расширить штат до 60 человек, работающих со всех городов Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. Обитателям этих часовых поясов, возможно, стоит присмотреться к вакансиям компании.
Казалось, что так будет всегда, но недавно стало известно, что компании братьев Ушницких и братьев Готовцев объединили свои усилия для совершенно нового проекта. О котором, несомненно, мы еще не раз услышим. Ну а потом — может, все-таки, «олонхо»?..