Игромир №10 (2015)

ig03

Последние три недели в моей жизни были битком забиты приключениями: сначала на Кипре я отдыхал на море (впервые за два года), а затем уже в столице острова устраивался на новую работу. Последовавший через пару дней после возвращения «Игромир» должен был стать привычной ежегодной банальностью по сравнению с Кипром, но неожиданно обернулся богатым, ярким, полным сюрпризов переживанием.

Как вы наверняка читали, десять лет назад в России игровые выставки были совершенно дикими: в одном зале на шикарных стендах крутились новейшие AAA-проекты, а в другом развалилась пестрая инди-ярмарка формата «один комп — одна игра»; одновременно с этим в конференц-залах шли семинары разработчиков и награждения уважаемых лиц в индустрии — короче говоря, творился конкретный борщ. Поэтому в 2006-м устроители выделили выставку игр в чисто потребительский «Игромир», а разработчиков оставили в формате КРИ. Когда же разработка начала совсем загибаться, конференциям уступили уголок в Крокус-экспо. В этом году не нашлось даже желающих выступить, поэтому Конференция Разработчиков Игр неофициально мертва, а вот «Игромир» и Comic Con, наоборот, не только живы, но еще и зададут всем жару.

Максима Маслова, организатора "Игромира", КРИ и Comic Con, постоянно дергала пресса (и пару раз я сам).
Максима Маслова, организатора «Игромира», КРИ и Comic Con, постоянно дергала пресса (и пару раз я сам).

Я был на большинстве «Игромиров»: на одних работал сотрудником прессы, на других — полноценным участником (презентовал проекты Ubisoft в 2009-м и в 2011-м, у меня даже официальная благодарность от Розмари есть, хыхы). В прошлом году попал туда как докладчик КРИ 2014 — я читал довольно сумбурную лекцию по мотивам статьи «Пять ночных кошмаров современного геймдизайнера«. Получилось так, что я был практическим последним человеком, который вообще читал лекции на КРИ. Успел зачекиниться, так сказать.

На юбилейный «Игромир» я поехал в качестве блоггера, то есть, простите, репортера издания Torick.ru. Таких как я там было с пару сотен — блоггеров, ютуберов, корреспондентов, авторов и прочих граждан с аудиторие от ста и до полумиллиона. Но, в отличие от работящих коллег, я могу не торопиться со своими мыслями насчет «Игромира» (чем я и воспользовался).

Примерно за час до открытия, день для прессы, бизнеса и VIP.
Примерно за час до открытия. Это все VIP-посетители.

Для начала немного про организацию. В прошлом году так получилось, что мне пришлось отстоять полуторачасовую очередь за бейджем участника в день для представителей бизнеса и, собственно, прессы. В этот раз я задумал стать умнее и взять «проходку» заранее, но из-за других дел не успел это сделать. Утром 1 октября я пораньше вышел из дома, оптимистично настроенный на возможность подольше поиграть в очереди… но нет. Свой юбилейный значок я получил всего за две минуты у практически пустой стойки. Переключив оптимизм на предвкушение, я отправился на изучение стендов.

Прессу начали запускать короткими порциями еще за час до открытия выставки, поэтому я успел застать огромное пустующее пространство Wargaming.net (стендом его не назовешь) и едва прибранные сцены Comic Con. Вскоре в первый павильон Крокуса хлынула толпа VIP-посетителей, и выбирать ракурсы для фотографий стало сложнее.

Это все еще не посетители, а сотрудники прессы и стендисты WG.
Это все еще не посетители, а представители прессы и сотрудники компаний.

Кстати, про VIP очень неплохо высказалась Наташа Одинцова (ее репортажи есть на lenta.ru), когда мы зашли в пресс-центр перевести дух. По ее мнению, все эти люди — не привычные по заметкам с «Игромира» голоштанные любители бесплатных ручек и пакетиков, охочие до конкурсов и способные поймать летящую в толпу на скорости 10 м/с увесистую клавиатуру. VIP — это люди, которые могут позволить себе билет, сравнимый по стоимости с несколькими AAA-играми, просто чтобы первыми и в относительном спокойствии насладиться эксклюзивными демо-версиями любимых игр; посмотреть и сфотографироваться с косплеерами и booth babes; купить сувенирку и взять автограф у кумира. Это настоящие энтузиасты своего хобби, готовые пожертвовать рабочим или учебным днем ради уникального события в их жизни.

Может показаться, что я такой же энтузиаст. Игры — это мой хлеб, мое свободное время, мое место в закладках браузера и на жестком диске компьютера. Я живу и дышу играми, это правда. Увы, именно поэтому для меня «Игромир» — это «станки, станки, станки…». Костя Говорун тоже хорошо подметил насчет косплееров — они обычные люди, у которых есть работа и жизнь, а игры (косплей) для них — это просто недешевый способ самореализации, такое вот хобби. У меня подобного хобби (неигрового) нет в том числе и потому, что я боюсь потерять свой якорь в виде игр — я и так здорово отличаюсь от себя самого десятилетней давности, когда хватался за все подряд и был способен найти какое-то удовольствие даже в самой дрянной поделке. А в этом году прошел — не знаю — штук пятнадцать игр всего? Беда…

В эту дверь входили обычные люди, а выходили супергерои, монстры и злодеи.
В эту дверь входили обычные люди, а выходили супергерои, монстры и злодеи.

Но вернемся в Крокус-экспо. Comic Con 2015 фактически вытеснил зону мерчендайза (товары по мотивам игр, аниме, сериалов и т.п.) в тот зал, где в прошлом году была зона для бизнеса с пресс-центром и залами для лекций КРИ. В этом октябре бизнес и прессу вытеснили аж в соседний павильон, поэтому весь игрожур четыре дня качал икры и сбрасывал вес, пробегая по полкилометра в обе стороны.

Nintendo, площадка имени Star Wars и сцена для приглашенных звезд осталась на своем месте — справа от входа. Когда я туда вошел, мне даже показалось, что ничего не поменялось с прошлого года, только на инсталляции SW поменялись инфощиты и добавились юниты со Star Wars: Battlefront (PS4). Все так же была протянута очередь в кинозал, все так же стоял двусторонний киоск Nintendo по продаже карточных «Покемонов» и недешевых игр, все так же молодежь рубилась в 3DS и на WiiU.

На всем пространстве Comic Con царила дружба культур и медиавселенных.
На всем пространстве Comic Con царила дружба культур и медиавселенных.

И только детская площадка сместилась — на ее месте, вдоль стены, выстроились комиксисты. Точнее, высадились в «Аллею авторов«: начиная с Трины Роббинс («бабушка комиксов«), которая за тысячу рублей рисовала скетч каждому желающему, и заканчивая малоизвестными веб-комиксистами. Поскольку к графическим новеллам я не причастен, это место показалось мне весьма «междусобойным», зато попялился на весь спектр стилей. Даже не думал, что рисунки бывают такими… разными.

В той же половине зала продавали комиксы и манга, фигурки кавайных персонажей, настольные игры и коллекционные издания компьютерных игр от Softclub. Однако этого добра здесь было мало, потому что основная масса, как я уже говорил, переехала в зал напротив.

Страшно даже подумать, сколько килограмм таскает на себе бедный косплеер, и не жжет ли ему глаза.
Страшно даже подумать, сколько килограмм таскает на себе бедный косплеер, и не жжет ли ему глаза.

И в него меня тянуло постоянно. Во-первых, надо было купить сувениры семье. Во-вторых, я продолжал тешить себя надеждой, что найду что-нибудь и для себя. Но я уже давно понял, что не способен наслаждаться ни фигурками, ни кружками, ни значками с наклейками. Даже майки я ношу не для того, чтобы показать миру свое отношение к играм, а в чисто утилитарном смысле. И все же я кружил и кружил, благо выбор был действительно шикарный.

Для начала я сунулся к стенду Hobby World, издателю настольных игр как собственного, так и зарубежного производства. Меня тут же попытались научить играть в «Берсерк«, но я в свое время переболел Magic: The Gathering, поэтому даже в Hearthstone на старте продержался всего лишь неделю. Последний мой рекорд в жанре — это довольно задротская ачивка в Elements, в процессе оформления которой я даже получил какое-то удовольствие.

На парочке ретро-стендов продавали журналы, картриджи, пластиковые фигурки - все то, что по идее должно трогать наши переживания.
На парочке ретро-стендов продавали журналы, картриджи, пластиковые фигурки — все то, что по идее должно трогать наши переживания.

Уклонившись от настольных игр, я повернулся к значкам и кружкам в надежде найти там что-нибудь, что напоминало бы мне лучшие моменты из моей видеоигровой жизни. Последним таким сувениром был картридж с японской Shining Force II, только он был привезен мне коллегами с далекой Акихабары. Но коли я не смог отыскать ничего похожего на gamescom, то что уж говорить про «Игромир»?

Раз такое дело, пошел выбирать подарки семье. В Кёльне мне это удалось — к примеру, там я купил дочке распашонку с изображением Дарта Вейдера. В Крокусе же я с лупой облазил каждую витрину, и в итоге остановился на перчаточной кукле-медвежонке, потому что распашонок не завезли.

ig_21
Жена утверждает, что это Педобир. Поначалу я так не думал, но… черт.

На другом стенде торговали «сюрпризами», удобным вариантом подарка кому угодно — мужчине, женщине, или даже им обоим. Интрига в том, что содержимое коробки не знает даже даритель, а продавец может лишь сообщить, что в таком-то типе сюрпризов может оказаться селфи-палка, подставка под телефон или вакуумные наушники. Жене подошел бы любой предмет, а в итоге даже оказался самый нужный из них. Момент добровольной рекламы: это вот эти ребята.

Я понимаю, зачем они приехали на Игромир, но не понимаю, зачем держать коробки на виду. Это все еще Россия, где не то, что школьники и студенты — даже взрослые люди не гнушаются стащить все, что плохо лежит, просто потому что есть такая возможность. Наверняка и в Европе были бы такие случаи, но в гораздо меньших масштабах. Плюс видеонаблюдение и полиция работают как задумано.

stolen_prize

Разобравшись с сувенирами, я отправился в первый игровой зал. Пространство Wargaming.net уже было забито поклонниками, организованно ожидавшими своей очереди поиграть в свежий апдейт. Народу было реально много — на второй день «Игромира» здесь сформировалась самая плотная пробка. Правда, ей способствовал стоящий напротив стенд какой-то железячной компании, неустанно разыгрывавшей призы.

Поскольку новый апдейт к World of Warships меня не интересовал, я пошел дальше и наткнулся на абсолютно пустую площадку игровой приставки от «Триколор-ТВ». Настолько пустую, что я не обнаружил там ни приставок, ни сотрудников. «Сигнал запаздывает», догадался Штирлиц, и я пошел дальше, на голоса, гулко комментирующие какое-то действие.

Куда ж без Майнкрафта. Интересно, лицензия у них есть?
Куда ж без Майнкрафта. Интересно, лицензия у них есть?

То была площадка для киберспортивных соревнований. Там играли то в Counter Strike: Global Offensive, то в League of Legends, то еще во что-то — а в сухом остатке выяснилось, что так себя рекламирует какой-то новый киберспортивный телеканал. Как пошутили на эту тему в пресс-центре, «очередной последний игровой телеканал».

Немного поплутав, я дошел до стенда с каким-то устройством виртуального погружения а-ля «Газонокосильщик». Несмотря на отсутствие очереди, в силу легкого похмелья я не решился участвовать в испытаниях вестибулярного аппарата (и на второй день сильно жалел, видя огромные очереди желающих) и повернул в сторону второго зала.

Стремно!
Стремно!

Там было не так шумно и населено, как в первом зале. «Игромания» совместила свой стенд с партнерами из Thermaltake, по маленькому пространству получили неплохие инди-игры Creepy Road и Niffelheim, была тут и Game Insight со своей первой «мидкорной бесплатной мобильной игрой» X-Mercs (которая, похоже, может и не выбраться из софтлонча).

Но в основном тут рулил «Софтклаб«, который отвечал за стенды Activision, Sega, Konami — да практически всех крупных зарубежных издателей. Единственным его конкурентом была Sony, у юнитов которой я с большим удовольствием посмотрел на Uncharted: The Nathan Drake Collection. Если бы я в свое время не прошел трилогию на PS3, то почти наверняка бы взял «Коллекцию» в бандле с PS4.

На моих глазах основатель "Игромании" слева потчевал бутербродами и соком основателя "Навигатора Игрового Мира".
В тяжелые времена коллег в беде не бросают: только что основатель «Игромании» (слева) потчевал бутербродами и соком основателя «Навигатора Игрового Мира» (справа).

Мой дальнейший путь лежал в пресс-центр, где был Wi-Fi, печеньки и чай в пакетиках. В и без того небольшом зале приличный угол откусила компания «Фотоеж», делавшая официальную галерею «Игромиру». Зачем она нужна при таком огромном количестве фотографий, заполонивших интернет, решительно непонятно. Авторские права? Напиши на билете, что все фото- и видеоматериалы, сделанные посетителем на «Игромире», считаются автоматически расшаренными с организаторами, и никакого агентства не потребуется.

Кроме зоны для уставших журналистов здесь были бизнес-зоны того же «Софтклаба», Wargaming.net и «Буки», где журналисты брали интервью у разработчиков. В отдельной будке «Игромания» вела свои прямые эфиры, а еще там рядом очень смешно смотрелась палатка какой-то компании по продаже то ли рекламы, то ли пользователей — к ним, разумеется, никто не ходил.

Интересно, а маски по Payday 2 где-то можно было купить?
Интересно, а маски из Payday 2 можно было где-то на «Игромире» купить?

В пресс-день случилась и единственная пресс-конференция на «Игромире». Ее дала Wargaming.net, которой обычно нечего рассказывать в таком формате, но с учетом диверсификации деятельности (вы ведь уже слышали про WG Labs?) — появилось вот. Правда, первую половину презентации шла сплошная болтология а-ля «зацените, какой логотип мы придумали», что для целевой аудитории было интересно примерно никак.

Хардкор пошел сразу после этого. WG показала новый геймплейный ролик Master of Orion, из которого следовало, что аргентинские ноунеймы вполне могут сделать себе имя на этом проекте. С боевой частью, правда, пока непонятно (то есть, я знаю детали — но это знает и мой NDA), так что ждем дальнейших анонсов и роликов.

Это не совсем косплеер - это руководитель студии Aterdux, создателей средневеково-фэнтэзийной стратегии "Легенды Эйзенвальда".
Это не совсем косплеер — это руководитель студии Aterdux, создателей средневеково-фэнтэзийной стратегии «Легенды Эйзенвальда».

Потом показали еще два довольно длинных ролика — один про свежий апдейт World of Warships, и это видео состояло из облизывания камерой каких-то корабликов. Второй ролик — про будущее обновление World of Tanks, в котором дизайнеры, уставшие от необходимости искать что-то новое в детально известных событиях, решили податься в «альтернативную историю» и дать вам погонять танчики на развалинах Эйфелевой башни.

На этом пресс-конференция закончилась, а я полез смотреть пресс-пакет. Wargaming.net подарила каждому толстовку с капюшоном (это такая новая мода — вместо маек худи дарить?), несложенный Google Cardboard (стерео-очки из картона) и бутылку воды. Приятно, спасибо, особенно вода пригодилась.

Мне по-прежнему непонятен смысл движения "Утят", но с ними было забавно потрепаться.
Мне по-прежнему непонятен смысл движения «Утят», но с ними было забавно потрепаться.

Вот в целом и все. Из других замечаний — отсутствие EA, Microsoft и Ubisoft. Про последнюю я уже после выставки узнал, что она замутила свой мини-«Игромир» в ресторане по соседству. Туда можно было аккредитоваться, но об этом надо было знать заранее. Ну и не больно-то хотелось. А вот отсутствие EA (Тони Уоткинс был в Крокусе, кстати) удивляет. Кризис? На Россию ставок больше нет? Ну с Microsoft тоже понятно — XO не взлетает, хотя Женю Закирова с бейджем участника я встретил, вот только про MS спросить забыл.

Но изо всех событий дня наибольшее впечатление на меня произвело количество косплееров — как нанятых (или допущенных?), так и из числа обычных посетителей. Люди реально заморочились хотя бы на банальные шляпы или куртки в тему игры. А некоторых косплееров и вовсе было не отличить от оригинальных героев — вы Локи или Россомаху видели?

Я не буду делать особых выводов — я обозначил их в самом начале. Было ярко, интересно, многие элементы я совершенно не ожидал. Терпения дождаться Саммер Глау у меня, к сожалению, не хватило, но мне было достаточно сознавать, что ее (как и Тришию Хелфер) организаторы пригласили после того, как прочитали мою статью )

Добавлю лишь, что в этом году я приехал в Москву из-за рубежа за свой счет, и ни разу не пожалел. Впечатлений, как видите, хватило на длиннющий текст. Надеюсь, что в следующем году «Игромир» не подведет, тем более, что поездка для меня будет уже дороже.

  • Latgal

    >> В прошлом году попал туда как докладчик КРИ 2015

    2014?

    • Torick

      Да, точно. Спасибо за правку )

      • Latgal

        Да не за что. Описка и есть описка.

  • Latgal

    Ни слова не упомянуто про розыгрыш мотоцикла у Конами (было всего 30-40 претендентов!) и броневичка от AW.

    • Torick

      Потому что это пост личного экспириенса, а не обзор выставки ) там было очень много всего, но я чисто физически не могу все в одну заметку пихнуть. Про броневичок тоже интересно, да, я слышал, что они все это в сжатые сроки подготовили.

      • Latgal

        Мне вот интересно, врали ли устроители, когда говорили, что для броневичка есть разрешение на езду по городу.

  • Stas Shostak

    >вы ведь уже слышали про WG Labs?
    Слышал, и даже подал заявку, висит уже 12 дней в Received, а надеялся, будучи одним из первых, на быстрый ответ :)

    • Torick

      Там процесс небыстрый. А что в заявке вещественного? Технодемка? Слайс?

      • Stas Shostak

        демка , где практически полностью показаны все геймплейные фичи, не хватает только разнообразия контента (сделан один ландшафт из четырёх, и всего один текстовый квест из нескольких десятков на пробу). Туториал правда оставляет желать лучшего, но изначально вообще было без него — и даже так некоторые награды на джемах брали :) Я вообще слабо представляю, насколько там wg сейчас завалены заявками, просто думал что хотя бы отошьют быстро, раз уж я быстренько успел влезть.

        • Torick

          Если слайс, то есть вероятность, что он к нам попадет. Но я сам только в ноябре начну там работу.

          • Stas Shostak

            Буду надеятся, что хоть куда-нибудь попадет в ближайшее время. Как раз на днях причесали немножко английскую локализацию, так что может и хорошо что до сих пор не смотрели)

            кстати, слайс — это в смысле, что показ всего понемногу, но красивого, а не сырая сцена, где сферы дерутся прямоугольниками, а подразумевается, что это будет эпичный бой двух рыцарей? Если да, то у нас таки слайс. Я правда там в текущем статусе указал First playable / playable prototype, потому что альфой все-таки язык не поворачивается назвать.

          • Stas Shostak

            уж не знаю, есть ли тут связь, но буквально за ночь после этого диалога статус поменялся на In-Progress :) Я уже думал до ноября ничего не сдвинется.

  • Рутра Заморосский

    О чем трепался с утятами?

  • Golemming

    Ого как Бойко постарел :( Время никого не щадит.

    А пост отличный, спасибо