Когда я только приехал в Эстонию, мое начальство первым делом ознакомило с поговоркой: «В Таллинне «далеко» не бывает». Это такая специальная мантра для москвичей, киевлян, питерцев и прочих жителей широкомасштабных агломераций. Я столкнулся с реальностью поговорки в свои первые же выходные, когда наметил пару пунктов для исследования окрестностей.
На тот момент я еще не знал, насколько коварна эстонская столица, поэтому я сверился с картой, посчитал кварталы, которые мне предстояло пройти, слегка приуныл, но в субботу сразу после завтрака оделся по-походному и вышел из отеля. Исходя из количества перекрестков, я прикинул, что где-то через полчаса я доберусь до первого пункта своей программы, а еще через час-полтора — до второй.
В жестокой действительности весь путь занял у меня что-то около сорока минут. Получается, что от отеля в самом центре Таллинна до крупнейшего аэропорта страны я прошел пешком за то же время, за которое в Москве обычно проходил от станции метро «Тульская» до станции метро «Нагатинская».
Второй пример окончательно убедил меня в том, что в Таллинне все страхи расстояния надо делить пополам как минимум. Мы сняли квартиру в Виймси — это пригород, который то хотят, то не хотят делать частью города; многие столичные сервисы работают и сюда, хотя пиццерии и сушейни любят накинуть пару евро за доставку. Короче, такие местные Химки, только до сердца Таллинна автобус едет всего 25 минут. Кстати, они тут помешаны на пунктуальности: недавно в газете писали про случай, когда мужику стало плохо, а водитель отказался ждать скорую, потому что сабж.
Я специально вымерял: в Москве до офиса Game Insight я добирался за 10 (пешком от дома до метро) + 18 (от «Улицы академика Янгеля» до «Тульской») + 5 (пешком) = 33 минуты на все про все. В Таллинне я из своей жопы мира иду 7 минут до остановки, затем 24 минуты еду до нужной остановки и еще 2 минуты трачу на то, чтобы перейти дорогу и войти в офис. Правда, автобус ходит каждые 15 минут, в отличие от метро, зато строго по расписанию.
Кстати, Ликсутов Ликсутовым, а в Таллинне и правда очень удобная система оплаты транспорта. Бесконтактная карта очень хитромудрая: приложив ее к считывателю при входе в автобус/троллейбус/трамвай, вы лишитесь 1.8 евро. Второе такое удовольствие в течение суток обойдется вам в 1.2 евро, а все прочие поездки до полуночи будут стоить 0 денег вообще. То есть, в день вы тратите не более 3 евро при любых раскладах. Сурово, но справедливо для изнеженных эстонских хикки.
Анлим на календарный месяц стоит 23 евро, что по старому курсу — в районе 1000 рублей. В Москве я тратил минимум по 40 рублей в рабочий день (это с билетом на 60 поездок; годовой был еще круче, но я его никогда не брал). В Таллинне, если считать 22 рабочих дня, проезд получится по 45 рублей. Но есть еще выходные дни и незапланированные поездки, так что баш на баш и выходит.
Есть еще такой момент: для зарегистрированных в Таллинне проезд в общественном транспорте столицы — бесплатен. Вообще, только по закону надо карточку-проездной привязать к паспорту (id-карта) и прикладывать к валидатору каждую поездку. Занятие это абсолютно бесполезное — за почти полтора года мне контролеры попались только один раз, зато как технично они работают! Автобус, спокойно следующий своим маршрутом, вдруг сворачивает куда-то в тупичок, и тут же из стоящих рядом микроавтобусов вылезает дюжина контролеров с какими-то страшными устройствами наперевес. Госслужащие по двое блокируют все двери автобуса, затем входят и начинают тщательно проверять карточки. У кого он окажется «не пробит» — штраф (40 евро, между прочим). У кого окажется, что карта чужая — аналогично.
Транспорт здесь куда чище, чем в Москве, сиденья приятные, и я, возвращавшийся в самое разное время домой на довольно популярном автобусе, ни разу не ехал носом в чью-то подмышку — сидячие места или свободные петли для рук есть всегда. Но вообще, конечно, надо получать права и покупать машину — здесь это недорого.
Хотя вот стоимость парковки апдейтят периодически. В центральном районе, на который приходится половина всех культурно-досуговых организаций, стоимость парковки составляет от 1 евро в час. Остальные 50% — это Старый город, в котором парковка стоит еще больше. В моем загороде тоже есть общественная парковка — оставить на ней машину стоит всего 24 евро в месяц (но нам к арендному контракту уже прилагается парковочное место у дома, которое мы не пользуем). А год назад все это было примерно вдвое дешевле.
Еще в Таллинне бывают пробки. Я про них только слышал, и за весь год только один раз встрял во что-то действительно похожее на пробку — в пятницу вечером на одной из двух дорог, ведущих из крупного «русского» района в центр.
Интересно было читать. Прям захотелось на праздниках съездить))
Все Ваши статьи про Эстонию великолепны.
Спасибо )
А что там в Эстонии?
Студия, которая гоночки на моб. устройствах делает успешно?
Да, я в ней нынче и работаю.
Ога, я так и подумал.
Кстати, их идея (и вроде даже специальный отдел) по продюсированию — ещё живы, или уже нет?
Жива, работает, там уже штук десять проектов понабрали — выпускаем их потихонечку.
Если есть возможность, в личку мне скинуть хоть какие нить данные по этому аспекту — есть возможность?
Да какие аспекты — тут все написано: http://creative-mobile.com/publishing/
Гхм.
По ссылке — некие общие рекламные бла-бла-бла.
Даже более того, оформленные несколько убого.
http://i48.fastpic.ru/big/2015/0416/ae/684cc6e89051b4e4f46a441b4eedafae.jpg
Не моя вотчина, сорри. Чем смог, тем помог )
Окей.
Ну может максимум, черканете ответственным за раздел сайта на тему странного оформления новостей — всёж благо.
А вообще, огромная шапка размером с экран — выглядит дико.