Retroactive

История Rise of the Triad

Spread the love

Есть такие игры, которые по той или иной причине разрабатываются с огромными сложностями. То бюджет студии урежут, то рук не хватит в критический момент, то недостача опыта обнаружится… и в конце концов, когда игра наконец выходит, она оказывается напичкана самыми разными удивительными штуками, но в то же время становится видно, что она несет в себе все признаки уже ушедшего поколения, а значит, никому и даром не сдалась. Вот так и остаются в истории индустрии забытые шедевры — например, Rise of the Triad (1994), о которой я очень хочу вам рассказать.

Мода на трехмерные шутеры, как известно, началась с Wolfenstein 3D — созданный в id Software яркий герой своего времени, геймдизайнером которого работал Том Холл. Зачинатели этой моды развивали бум в том же составе: сначала на их дискетах разошлось по магазинам дополнение Spear of Destiny, а затем началась работа над великим и ужасным DOOM.

Итак, август 1993-го, офис id Software. Том Холл собирает свои вещи. Увы, несмотря на многолетнюю совместную работу, его идеи уже не воспринимаются коллегами с таким же энтузиазмом, как раньше (когда они отрывались, создавая Commander Keen, например). Его уже ждут с распростертыми объятиями Скотт Миллер и Джордж Бруссар в своей компании Apogee. Это уважаемое издательство хочет подхватить волну успеха id Software, но не имеет достаточных для этого кадров и усилий. Специально для Тома арендуют офис, нанимают людей и даже – вот удача! – лицензируют движок Wolfenstein 3D вместе с правом разрабатывать и издавать продолжение этой игры! Ну разве не идеальные условия для работы?

В команду The Developers of Incredible Power набрали в основном новичков, из которых «в люди» потом выбился лишь Марк Доктерманн, нынешний директор по технологиям Electronic Arts. Движок, стремительно устаревавший, предполагалось нагрузить реализациями идей Тома, который генерировал их быстрее щелчка пальцев. Для этого, как выяснилось, нужно переписать с нуля графическую часть: Wolf3D был заточен под 286-е процессоры, а в домах и школах уже вовсю царствовали «четверки». Доктерманн отлично справился с этой задачей, к тому же ему немного помог Джон Кармак, безвозмездно предоставивший кусок кода, отвечавший за рендерер в DOOM. А вот другой код, касавшийся текстурированных пола и потолка, Apogee пришлось лицензировать за отдельные деньги. Но все остальное было написано самостоятельно: и маски текстур (они могли быть частично прозрачными, сквозь них можно было пройти, они покрывались дырками от пуль), и разрушаемые объекты, и динамическое освещение (никакой особой роли не играло, но выглядело круто), и смена высот, и еще многое другое по мелочам. Вот на это и ушло полтора года в те времена, когда крепкий хит создавался за восемь-десять месяцев.

Но вернемся к самому началу. Первое, что пишет уважающий себя креативный директор — это наброски к сценарию. Вот какими они были в случае с игрой, первое название которой звучало как Rise of the Triad: Wolfenstein 3D Part II.

После падения Гитлера истинные силы, стоящие за ним, скрылись в тени, планируя свой следующий шаг к захвату мира. Три крупные корпорации, некогда управлявшие Гитлером как марионеткой, создавали новую стратегию порабощения мира во славу своего синдиката под названием Триада. Вот их новый план: разработать ядерное оружие и ракеты V-3 для его доставки, а затем принудить планету склониться перед угрозой Армагеддона.

Впоследствии эти наброски превратились в то, что некоторые зачем-то называют «сюжет». Герой из первой части, Уильям Дж. Блажкович должен пробраться в крепость Триады (первый эпизод), найти вход в ее подземелье (второй эпизод), пройти его до самого конца (третий эпизод) и, наконец, спуститься в самые-самые глубины, в бункер Триады (четвертый эпизод). В процессе он будет убивать нацистов всех мастей и обоих полов, а в конце игры ему противостоит огромный ламповый компьютер, управляющий ядерными ракетами.

К счастью или к сожалению – тут уж мне сложно судить – в какой-то момент id Software отозвала права на разработку продолжения Wolfenstein 3D. Холлу пришлось вымарывать из сценария нацистов, максимально сохраняя отдельные детали – работа была проделана уже приличная: и арт нарисован, и живые съемки для анимации врагов и боссов в самом разгаре, и игровые фичи затачивались под борьбу с нацизмом. Впрочем, кроме свастик ничего толком и не пропало: почти все наработки в итоге пошли в ход. Теперь игрок – один из пяти членов группы HUNT (High-risk United Nations Taskforce), которая исследовала некий отдаленный остров, где вроде как затаились члены опаснейшего религиозного культа. Вскоре обнаруживается, что позади группы – сожженная лодка, а впереди – грозная крепость Триады. Требуются ли детали этой перспективе?..

Как ни странно, отзыв лицензии даже пошел игре на пользу. Холл, воспользовавшись оказией, добавил небольшой элемент RPG – у каждого из боевиков HUNT есть три характеристики: меткость, скорость и выносливость. По скупому описанию и рисованному портрету можно определить, кто в чем преуспел: меткие граждане меньше мажут, атлеты быстрее передвигаются, а качки способны принять на грудь большее количество пуль. Большинство игроков, впрочем, не особенно заморачивается и выбирает парня по имени Тарадино Кассат. Дело даже не столько в том, что он обладает крепко-середнячковыми характеристиками, сколько в том, что он выглядит внушительнее прочих и к тому же идет первым по списку. А еще он был единственным игровым персонажем в shareware-версии Rise of the Triad (так тогда назывались демки), вышедшей за пару месяцев до релиза.

Дальше – больше. В оригинальном концепте предлагалось к стандартному набору из пистолета-автомата-пулемета добавить гранатомет; ближе к релизу дизайн-документ машет разнообразным оружием по несколько раз на уровень. Простая как три копейки базука, боеголовки с тепловым наведением, разделяющиеся гранаты (понятно теперь, откуда у девастатора из Duke Nukem 3D ноги растут), раздвоенные снаряды, движущиеся «файрволлы», «пьяные» ракеты – с тех пор я ни в одном шутере не видел такого количества именно взрывчатых веществ. Еще в игре есть самая настоящая магия. Можно найти чудодейственную бейсбольную биту, которая одним взмахом запускает десять смертоносных бейсбольных мячей, а также посох, стреляющий волшебным шаром. Это было поистине уникально… по крайней мере, на целых два дня, прошедших между релизами ROTT и шутера от первого лица Heretic, в котором различная магия является основой для арсенала игрока.

Не меньшее удивление вызывают у неподготовленного игрока бонусы. Не зря Том Холл кивает на Super Mario Bros. в качестве референса: на каждом уровне можно и нужно собирать «монетки», сто штук которых дают дополнительную жизнь, а один из самых… скажем так, парадоксальных призов – это огромный галлюциногенный гриб. Если его поднять, то экран начинает шататься и покрываться разноцветными артефактами, не давая толком прицелиться. В игре есть пара мест, где коварный гриб нельзя обойти, поэтому приходится пережидать бэдтрип в каком-нибудь укромном уголке, подальше от врагов. Еще встречается волшебная косточка, превращающая героя в собачку. Она задорно рвет на клочки врагов и умело проползает под щелями доброжелательно приподнятых дверей. Обычно там скрываются какие-нибудь полезные бонусы вроде дополнительной жизни, бронежилета или режима полета. Да, полета! С отдельными клавишами для поворота головы вверх/вниз! В отличие от Кармака, программистам DIP удалось преодолеть гравитацию и отлепить ботинки героя от поверхности. Вы зря смеетесь, над этой проблемой бились все тогдашние гении-самоучки, работавшие с raycasting-движками. Полет позволяет проникнуть туда, куда обычным путем попасть категорически невозможно или очень сложно. Но может попасться и кое-что посерьезнее полета в геймплейном отношении. Я называю это «Режим скучающего бога». Нет, это не читерский godmode, а вполне игровой бонус. Взяв его, персонаж на какое-то время становится неуязвимым и начинает рассыпать волшебными самонаводящимися звездочками, распыляющими на атомы всех, способных держать оружие. О том, что бог скучает, свидетельствует полувопль-полузевок, раздающийся раз в несколько секунд откуда-то со стороны игрока. Короткого таймера этого режима хватает если не завершить уровень, то весьма капитально зачистить его.

Да, в отличие от «Вульфенштейна», Rise of the Triad нахрапом не берется. Игровая механика из чистого шутера – зашел в комнату, огляделся, перестрелял всех, пошел дальше – превратилась в сложносочиненную аркаду с элементами головоломки. Из своей предыдущей работы (DOOM) Том позаимствовал концепцию поиска ключей от разных дверей, а из своей неугомонной головы выудил джамп-пады и наступательные триггеры. Джамп-пады – это такие мини-батуты, работающие по тому же принципу, что и голубой гель в Portal 2, уж извините за кощунственное сравнение. Высоту прыжка регулировать нельзя, а вот направление полета – сколько угодно, что уже открывает богатые возможности для секретных помещений и головоломок. Масла в этот огонь аркадного безумия подливают невидимые триггеры, активирующиеся в тот момент, когда игрок наступает на участок пола, внешне ничем не отличимый от соседей. Это уже не говоря о простых стенах, внезапно разверзающихся по нажатию соответственной клавиши. За счет всего этого знаменитые «секретки» усилились многократно. А уж сколько в игре ловушек! Огнеметы, вертушки с лезвиями, летающие туда-сюда файрболлы, проваливающийся пол, катящиеся булыжники, газовые ловушки – все они заставляли хорошенько планировать перемещения и воспитывать в себе хорошее чувство ритма. Super Meat Boy? Да ладно вам…

Отдельный респект заслуживает работа программистов над GAD (Gravitation Anomaly Disk). Это такой небольшой диск, обычно располагающийся в компании из 5-10 себе подобных, который может просто стоять на месте либо подниматься вверх-вниз или вперед-назад. Понятно, что движущихся платформ на тот момент было завались в любой игре, и в том же DOOM были подъемники, но только в Rise of the Triad пространство ПОД диском и НАД ним было не одним и тем же. Это первая известная реализация технологии «уровень над уровнем» (еще один Святой Грааль программистов начала девяностых).

Другой технологический прорыв – это противники и боссы. В отличие от всех имевшихся на тот момент аналогов (и еще на пару лет вперед), будущие фраги были не любовно отрисованы в подходящем редакторе, а оцифрованы с фотографий переодетых в соответствующую форму сотрудников DIP и Apogee. Сам факт того, что стреляешь практически в живых людей (благо анимации на это дело богатые были), бодрил похлеще любого адреналина. И, кстати, вот еще одна инновация ROTT: именно в этой игре впервые появился встроенный родительский контроль; уровень насилия и крови можно запаролить от дитя подальше. И поверьте, там есть чего паролить – во все стороны, включая лицо игрока, летят килограммы внутренних и внешних органов и разливаются литры крови! Ошметки! Счастье! Высший рейтинг жестокости по таблице RSAC! Словно этого мало, герои и враги выкрикивают в зависимости от ситуации разные обидные слова, пусть и не столь обильно, как Дюк Нюкем. Все они были озвучены сотрудниками студии, а на роль снайпера-китаянки даже пригласили официантку из местной кафешки. Вот, кстати, еще один рекорд: Rise of the Triad стала первым шутером, в котором можно играть за женщину или за человека с отличным от белого цветом кожи.

Интерактивная карта уровня! Бьющиеся стекла и разрезаемые веревочные сети! Стрельба из пистолетов по-македонски! Все равно мало креативных инноваций? Тогда вот такая очаровательная деталь: при выходе из игры вместо стандартного «Вы уверены, что хотите покинуть игру?» возникала картинка некоего действия и контекстная фраза для подтверждения. Например, нарисован электрический стул и надпись «Нажмите Yes, чтобы опустить рычаг». В этом случае раздавался присущий ситуации звук (электрического разряда), после которого следовал выход в DOS. Ну и, конечно, огромное количество «пасхалок».

Релизную версию Rise of the Triad сопровождал мультиплеер на 11 персон, что выгодно отличало игру от первого DOOM: тот держал не больше 4 клиентов одновременно. Скажу честно: не играл. Один раз как-то попытался постреляться с приятелем по модему, но ужасное качество связи (шаговая АТС, 97-й год, даром что Москва) отбило всю охоту. А для компьютерных клубов того времени игра уже считалась устаревшей, там и Duke Nukem 3D-то не всегда можно было отыскать. Зарубежные коллеги все в один голос говорят, что играть было очень-очень весело, особенно при наличии гарнитуры. Пометьте заодно: ROTT – первая в мире мультиплеерная компьютерная игра со встроенной поддержкой микрофона.

В связи со всем вышеизложенным возникает справедливый вопрос: если Rise of the Triad была напичкана тонной чудесных превосходных вещей, опередивших свое время, почему про нее не пишут книжки и не снимают фильмы? Где история успеха, просто обязанная сопровождать такие гениальные продукты? Есть две причины, по которым этого не произошло.

Первое: движок. Как бы того ни хотелось Тому и его друзьям, архитектурный прорыв на Wolf3D был невозможен, а Кармак свой новый движок лицензировать не спешил. Всего два слова не позволили ROTT выбиться в люди: ортогональные стены. В немалой степени из-за них игра воспринималась как аркада с необычным видом «из глаз», ведь прямые углы в век Doom — это так старомодно. Стены располагались исключительно на 90 градусов, и изменить это было уже нельзя.

Второе: дата выхода. К 21 декабря 1994-го уже два месяца как вышел DOOM II со своим знаменитым мультиплеером. Несмотря на то, что ROTT была высоко оценена критиками, в продажах игра не преуспела. Не помогла даже всемогущая shareware-тактика, подсаживающая на продукцию Apogee тысячи игроков, и вышедшая чуть позже CD-версия с дополнительными уровнями (и фотографиями дурачащейся команды разработчиков).

Но это вовсе не мешает ознакомиться с ней, ведь Rise of the Triad — это не только заковыристая аркада, но и отличный пример хорошей игры, наполненной изящными задумками и удивительными возможностями. И не беда, что она, опередив свое время, попала под колеса чуть более раннего конкурента. Главное, что мы о ней помним.

P.S. Не попадитесь на удочку и не купите по чистой случайности неудачный реимеджин под названием Rise of the Triad. Игра, которую вы ищете, сейчас называется Rise of the Triad: Dark War (например, в Steam).

Добавить комментарий

Your email address will not be published.