Писать впечатления от игры восьмилетней давности слегка неуютно. И визуальные мерки уже не те, и для жанровых претензий нужно контекст раскрывать, и вообще — ну кому это интересно сейчас? На самом деле все просто: я решил устроить забег по трилогии The Witcher, чтобы оценить масштаб проделанного поляками прогресса. Финальные выводы воспоследуют, а пока что — мнение насчет дебюта серии.
Книги про Геральта из Ривии я читал очень давно, поэтому параллельно с игрой начал перечитывать весь цикл (осталось, кажется, два романа и пара рассказов). Костя Говорун как-то подмечал, что ему нравится концепция сурового, бесстрастного охотника на монстров, и что появление Цири ему испортило все настроение. Тут я полностью соглашусь: «Последнее желание» было сборником залихватских подвигов Геральта, а появление загадочной девочки хоть и развязало Сапковскому руки, но одновременно заставило его тянуть повествование на масштаб политических распрей в типичном фэнтэзи-мире. До какого-то момента это было весело, но с необходимостью запоминать, чем Редания отличается от Темерии, я так и не смирился.
В игре The Witcher нету Цири (вместо нее ввели мальчишку с идентичными свойствами и сопливым характером), зато по полной хватает грязи и разборок между управителями на разных уровнях. Главная книжная функция ведьмака нивелировалась до необходимости случайно или нарочно наткнуться на обычного монстра с персональным именем и повышенным здоровьем, отрубить ему голову и сдать ее по автоматически появившемуся квесту.
С монстрами связан еще такой момент: в каждой новой локации ведьмаку заказывают сбор внутренних органов разных монстров. Чтобы с монстра начали падать ингредиенты, Геральт должен предварительно найти книжку, в которой описывается этот монстр. Странная и глуповатая механика, которая сначала заставляет вкладываться в обучение (книги стоят очень дорого, и крайне редко встречаются в луте), а потом в поиск нужных книг. Например, в четвертой главе я так и не смог выполнить квест на яг, потому что нигде не нашел соответствующей литературы.
С людьми тоже придется сразиться. Согласно романам, Геральт делает это очень неохотно, но жизнь в фэнтэзи-мире — не сахар, поэтому он таскает с собой оружие не только против мерзких чудовищ, но и против мерзких сапиенсов. На это завязана прокачка: отдельно надо тратить очки для новых приемов обычного меча и отдельно — для финтов к серебряному. Кроме того, прокачиваются «знаки» (суть заклинания) и характеристики, просто повышающие параметры ведьмака. Сама прокачка явно переусложнена — геймдизайнер искал способ не превратить ведьмака на старте в «супермутанта», и нашел его в довольно неудобной схеме, вынуждающей в любом случае прокачать все навыки на базовом уровне.
Играл я на уровне сложности Adventure, потому что хотел избежать мазохизма. Увы, мазохизм пришел ко мне сам. Умер я от силы пару раз за игру, но произошло это не столько из-за крутизны монстров, сколько из-за интерфейса. Бой в The Witcher выглядит так: нужно ткнуть в монстра, подождать, пока проиграется анимация, и когда курсор засветится желтым, ткнуть в монстра еще раз. Самые успешные комбинации требуют вовремя попасть в цель аж пять раз, причем реально эффективными будут последние две-три атаки.
В чем тут проблема? Во-первых, камера: для перемещений удобна камера F1, для драки с несколькими противниками — F2, для классического вида от третьего лица — F3. Во-вторых, даже если помнить о том, что камеру можно переключить поудобнее, далеко не всегда игра правильно подсвечивает монстра, которого ты хочешь ударить. То есть, курсор у тебя четко над целью, но невидимая часть соседского хитбокса перекрывает его, и вместо третьего удара по «мягкому» мутанту попадаешь в хорошо защищенного «толстопуза», который сбивает комбинацию и заставляет проделывать ее заново. Мне еще восемь лет назад это курсорное QTE не понравилось, и то, что они его даже не смогли нормально исправить (в Enhanced Edition!) — это очень грустно.
Айтемизация в The Witcher странная. С одной стороны, СОТНИ ингредиентов, а с другой — очень низкая необходимость варить эликсиры. То есть, простите, это в Adventure mode она очень низкая — в настоящем хардкоре наверняка перед каждой пачкой надо выспаться и наварить защиты, регенерации, восстановления энергии и прочей «химии». Еда, которая тоже должна поправлять здоровье, очень плохо работает даже в Adventure — ее проще выкинуть или продать, чем ждать, пока Геральт наестся ей достаточно, чтобы восстановиться после серьезного боя.
Экипировка — пара жилетов да куча вторичного оружия, встречающегося повсеместно. С этими кинжалами и топорами вообще непонятно: у ведьмака есть два меча, каждый из которых зверски прокачен. Зачем ему топор, который всего-то дает «+30% к пробитию щита», но при этом им нельзя махать комбинациями с утроенной силой? В The Witcher нет численных показателей, есть только множители к некоей «базе», поэтому все считается во суммирующихся процентах. Типа +30 к урону от меча, еще +50 от навыков и +20 от жилетки да +100 от «третьего удара» — итого базовый урон на первом ударе комбинации получается вдвое, а на третьем — втрое больше, чем если бы всего этого не было. Да и заточки с маслами действуют только на первичное оружие.
В общем, навертели барахла на три «ИКЕИ», а что делать с ним — непонятно. Я в итоге все продавал нафиг, а на вырученные деньги покупал книжки и играл в кости. Кстати, очень интересная мини-игра — «кости-покер». Типичное азартное развлечение с необходимостью подсчитывать шансы на победу. Из других активностей — кулачные бои, чей смысл я так и не понял. Механика заключается в нажимании на левую кнопку мыши при появлении иконки кулака, и на правую — если появилась иконка кулака с желтыми черточками. ВСЕ, больше там ничего нет (ну, кроме линейки связанных квестов).
Наверное, самый частый вопрос про The Witcher у меня звучал просто: «зачем?». Зачем нужны кулачные бои? Зачем нужна еда? Зачем нужны масла против вампиров (легко кладутся мечом), заточки на критический урон (действуют часа три) и эликсиры с защитой от кислоты (кислотные монстры встречаются 1% времени)? Зачем факелы, если есть эликсир «кошка»? Зачем топоры и кинжалы, если на них не работает прокачка? Зачем ингредиенты в таких количествах и с малозаметными второстепенными свойствами? Зачем прокачка ненужных навыков? Зачем такой нудный бэктрекинг? Зачем персонажи, которые появляются, но так и не стреляют? Зачем запутанное повествование с кучей злодеев, у которых нет ни функции, ни мотивации?
Возможно, для 2007-го эти вопросы неуместны. Меня обзовут модным словечком «казуал» и пошлют играть в Farmville. Но даже если списать половину этих вопросов на «атмосферу игры», все равно остается очень много лишнего.
Завтра начну смотреть, поняли это авторы The Witcher за четыре года разработки сиквела, или нет.
Я так понял игра не понравилась? Описан один негатив.
Тоже проходил первого ведьмака не так давно (пару лет назад), игра оставила очень приятное впечатление, несмотря на все эти шероховатости.
Мне только озвучка русская понравилась по большому счету. А что вам понравилось?
Русская неплоха, но польская еще лучше. Попробуй во втором Ведьмаке с русскими субтитрами.
Гхм, стремно, но попробую )
http://www.youtube.com/watch?v=jYzwpF6MNQU
> Мне только озвучка русская понравилась
Я играл на польском с русскими субтитрами, получилось даже лучше :)
> А что вам понравилось?
В целом играть было приятно, не разбирая игру на отдельные детали и рассматривая их под микроскопом.
Такое камерное уютное приключение.
Первого Ведьмака я так и не осилил, хотя начал играть сразу в Enhanced Edition в 2008 году. Дошел до 4-ой главы, кажется. История норм, но боевая система и миллион ингредиентов уже тогда смотрелись ужасно. Думаю, что даже в 2005 (или когда они изначально планировали релиз) геймплей был бы устаревшим.
Зато вторую часть прошел дважды. Первый раз после выхода улучшенного издания, второе прохождение закончил на прошлой неделе, причем на темной сложности. Изначально хотел на безумном, но потом вспомнил про кривую камеру, застревания в ландшафте и ваншоты, и передумал (как оказалось, правильно сделал: только на финальном боссе сдох раз пять).
Прогресс в боевой системе по сравнению с первой частью заметен. Но очевиден и косяк гейм-дизайнеров: квен дает неуязвимость, однако ваншотнуть Геральта могут даже на нормальной сложности. В итоге из трех веток развития самым эффективным является путь мечника (особенно таланты на убийство с одного удара и урон в спину) + постоянный рекаст квена.
Ветка эликсиров практически бесполезна: перед половиной важных боев просто некогда выпить зелья, а усиление урона от бомб (на 100%) выглядит костылем. Ветка знаков тоже слишком слаба как из-за относительно низкого регена энергии, так и из-за того, что сложные бои происходят на небольших аренах. Магу-ведьмаку просто негде маневрировать.
Плюс в самой игре очень много мелких недоработок. Например, собирать лут и взбираться на уступы можно только вне боя. При этом после убийства последнего противника Геральт выходит из боя секунд через 10-15. Еще весело, когда после диалога начинается бой, и Геральт сразу же получает удар, от которого нереально увернуться (решается кастом квена перед диалогом, но не всегда).
Несмотря на такие раздражители, прогресс между первой и второй частями в плане геймплея очевиден. В третью поиграю, когда выпустят расширенное издание.
То есть, не все свои недостатки они обнаружили. Ну ладно, посмотрим.
Практически все недостатки, что ты перечислил, они исправили. Все стало понятнее и проще.
И исправили косяк, о котором ты не упомянул, вроде. В первой части некоторые побочные задания выполнялись в следующих главах, а сами описания были мутными. Теперь все побочки выполняются в текущей главе. А задания, что прямо сейчас не выполнить, помечены «Дождаться развития событий».
Наоборот, в первой части все побочки живут каждая в своей главе, но при этом, например, заказ на монстра, активируемый с его головы, может переходить в следующую (сдать его, разумеется, уже нельзя). Еще есть линейки квестов типа кулачного боя и зубов для стоматолога, которые развиваются постепенно, вместе со сменой глав.
Ну вот, а во второй части продолжение (те же бои и покер) начинается уже в следующей главе. То есть если делаешь побочные задания, к финалу главы их в журнале нет. И глав меньше, что тоже хорошо. И локации уникальны в каждой из них.
Главное, сюжетная развилка реально работает. Второй раз было интересно проходить. Хотя локации и половина заданий те же независимо от выбора.
Что-то про сюжет не сказано :( Мне одному он показался жутко не ровным, с провисом еще и в геймплей в последней главе?
Да как-то терпения не хватило его разбирать. Из NPC я вообще понял только мотивацию главзлодея, все остальные как-то пришли и быстро ушли.
Тоже не играл в трилогию и мб никогда не буду (не мой формат RPG).
будет ли продолжение? :)
Да, второй «Ведьмак» пока отодвинулся по приоритетам, но я к нему вернусь обязательно.
После этой статьи задумался, а нафига я вас, собственно, читаю, ибо всё написанное здесь — лютый фейспалм. С проблемой промаха по нужному противнику никогда не сталкивался (игру прошел дважды), половина претензий — а зачем то, а зачем это разбивается о выбранный уровень сложности. Ну это же вопрос имбецила — зачем варить зелья и делать масла, если и так всех можно убить! Включите хард — поймете. Зачем факел, если есть кошка? А ничего, что от передоза зельями можно окочуриться? Малозаметные свойства элексиров? Опять же — повысьте уровень сложности и они станут заметными. Да и некоторые твари проще факелом убить, пока не прокачаешь игни. Глупая механика обучения с дорогими книгами? А на что еще кроме них деньги тратить? Ненужные навыки? А может таки нужные, если перестать тупить на легком уровне? И т.д. и т.п… А еще ни единого хорошего слова про отличную игру.
[…] три года назад я пообещал проверить, хорошо ли разработчики The Witcher восприняли критику и […]