Рецензии

The Witcher (2007)

Spread the love

2015-07-26_00001

Писать впечатления от игры восьмилетней давности слегка неуютно. И визуальные мерки уже не те, и для жанровых претензий нужно контекст раскрывать, и вообще — ну кому это интересно сейчас? На самом деле все просто: я решил устроить забег по трилогии The Witcher, чтобы оценить масштаб проделанного поляками прогресса. Финальные выводы воспоследуют, а пока что — мнение насчет дебюта серии.

Книги про Геральта из Ривии я читал очень давно, поэтому параллельно с игрой начал перечитывать весь цикл (осталось, кажется, два романа и пара рассказов). Костя Говорун как-то подмечал, что ему нравится концепция сурового, бесстрастного охотника на монстров, и что появление Цири ему испортило все настроение. Тут я полностью соглашусь: «Последнее желание» было сборником залихватских подвигов Геральта, а появление загадочной девочки хоть и развязало Сапковскому руки, но одновременно заставило его тянуть повествование на масштаб политических распрей в типичном фэнтэзи-мире. До какого-то момента это было весело, но с необходимостью запоминать, чем Редания отличается от Темерии, я так и не смирился.

2015-08-14_00002

В игре The Witcher нету Цири (вместо нее ввели мальчишку с идентичными свойствами и сопливым характером), зато по полной хватает грязи и разборок между управителями на разных уровнях. Главная книжная функция ведьмака нивелировалась до необходимости случайно или нарочно наткнуться на обычного монстра с персональным именем и повышенным здоровьем, отрубить ему голову и сдать ее по автоматически появившемуся квесту.

С монстрами связан еще такой момент: в каждой новой локации ведьмаку заказывают сбор внутренних органов разных монстров. Чтобы с монстра начали падать ингредиенты, Геральт должен предварительно найти книжку, в которой описывается этот монстр. Странная и глуповатая механика, которая сначала заставляет вкладываться в обучение (книги стоят очень дорого, и крайне редко встречаются в луте), а потом в поиск нужных книг. Например, в четвертой главе я так и не смог выполнить квест на яг, потому что нигде не нашел соответствующей литературы.

2015-07-19_00001

С людьми тоже придется сразиться. Согласно романам, Геральт делает это очень неохотно, но жизнь в фэнтэзи-мире — не сахар, поэтому он таскает с собой оружие не только против мерзких чудовищ, но и против мерзких сапиенсов. На это завязана прокачка: отдельно надо тратить очки для новых приемов обычного меча и отдельно — для финтов к серебряному. Кроме того, прокачиваются «знаки» (суть заклинания) и характеристики, просто повышающие параметры ведьмака. Сама прокачка явно переусложнена — геймдизайнер искал способ не превратить ведьмака на старте в «супермутанта», и нашел его в довольно неудобной схеме, вынуждающей в любом случае прокачать все навыки на базовом уровне.

Играл я на уровне сложности Adventure, потому что хотел избежать мазохизма. Увы, мазохизм пришел ко мне сам. Умер я от силы пару раз за игру, но произошло это не столько из-за крутизны монстров, сколько из-за интерфейса. Бой в The Witcher выглядит так: нужно ткнуть в монстра, подождать, пока проиграется анимация, и когда курсор засветится желтым, ткнуть в монстра еще раз. Самые успешные комбинации требуют вовремя попасть в цель аж пять раз, причем реально эффективными будут последние две-три атаки.

2015-07-25_00001

В чем тут проблема? Во-первых, камера: для перемещений удобна камера F1, для драки с несколькими противниками — F2, для классического вида от третьего лица — F3. Во-вторых, даже если помнить о том, что камеру можно переключить поудобнее, далеко не всегда игра правильно подсвечивает монстра, которого ты хочешь ударить. То есть, курсор у тебя четко над целью, но невидимая часть соседского хитбокса перекрывает его, и вместо третьего удара по «мягкому» мутанту попадаешь в хорошо защищенного «толстопуза», который сбивает комбинацию и заставляет проделывать ее заново. Мне еще восемь лет назад это курсорное QTE не понравилось, и то, что они его даже не смогли нормально исправить (в Enhanced Edition!) — это очень грустно.

Айтемизация в The Witcher странная. С одной стороны, СОТНИ ингредиентов, а с другой — очень низкая необходимость варить эликсиры. То есть, простите, это в Adventure mode она очень низкая — в настоящем хардкоре наверняка перед каждой пачкой надо выспаться и наварить защиты, регенерации, восстановления энергии и прочей «химии». Еда, которая тоже должна поправлять здоровье, очень плохо работает даже в Adventure — ее проще выкинуть или продать, чем ждать, пока Геральт наестся ей достаточно, чтобы восстановиться после серьезного боя.

2015-07-17_00001

Экипировка — пара жилетов да куча вторичного оружия, встречающегося повсеместно. С этими кинжалами и топорами вообще непонятно: у ведьмака есть два меча, каждый из которых зверски прокачен. Зачем ему топор, который всего-то дает «+30% к пробитию щита», но при этом им нельзя махать комбинациями с утроенной силой? В The Witcher нет численных показателей, есть только множители к некоей «базе», поэтому все считается во суммирующихся процентах. Типа +30 к урону от меча, еще +50 от навыков и +20 от жилетки да +100 от «третьего удара» — итого базовый урон на первом ударе комбинации получается вдвое, а на третьем — втрое больше, чем если бы всего этого не было. Да и заточки с маслами действуют только на первичное оружие.

В общем, навертели барахла на три «ИКЕИ», а что делать с ним — непонятно. Я в итоге все продавал нафиг, а на вырученные деньги покупал книжки и играл в кости. Кстати, очень интересная мини-игра — «кости-покер». Типичное азартное развлечение с необходимостью подсчитывать шансы на победу. Из других активностей — кулачные бои, чей смысл я так и не понял. Механика заключается в нажимании на левую кнопку мыши при появлении иконки кулака, и на правую — если появилась иконка кулака с желтыми черточками. ВСЕ, больше там ничего нет (ну, кроме линейки связанных квестов).

2015-07-23_00001

Наверное, самый частый вопрос про The Witcher у меня звучал просто: «зачем?». Зачем нужны кулачные бои? Зачем нужна еда? Зачем нужны масла против вампиров (легко кладутся мечом), заточки на критический урон (действуют часа три) и эликсиры с защитой от кислоты (кислотные монстры встречаются 1% времени)? Зачем факелы, если есть эликсир «кошка»? Зачем топоры и кинжалы, если на них не работает прокачка? Зачем ингредиенты в таких количествах и с малозаметными второстепенными свойствами? Зачем прокачка ненужных навыков? Зачем такой нудный бэктрекинг? Зачем персонажи, которые появляются, но так и не стреляют? Зачем запутанное повествование с кучей злодеев, у которых нет ни функции, ни мотивации?

Возможно, для 2007-го эти вопросы неуместны. Меня обзовут модным словечком «казуал» и пошлют играть в Farmville. Но даже если списать половину этих вопросов на «атмосферу игры», все равно остается очень много лишнего.

2015-08-17_00001

Завтра начну смотреть, поняли это авторы The Witcher за четыре года разработки сиквела, или нет.

18 Comments

Добавить комментарий для Oz Tory Отменить ответ

Your email address will not be published.