Splinter Cell: Double Agent (2006)

501938-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshotОпасайтесь Сэма Фишера! – предупреждает баннер на официальном сайте Splinter Cell. И не зря предупреждает, ведь тайный суперагент стал угрозой для общества, сбежав из тюрьмы и поступив на работу в террористическую организацию. Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно, но не могут найти лысого парня лет тридцати. Лысого – это не потому, что он перекрасился в Хитмана (по этому поводу в игре есть другой персонаж), а потому что в тюрьме очень строго с гигиеной.

На самом деле все это – сверхсекретная операция Агентства Национальной Безопасности по внедрению своего человека в глубоко законспирированную Армию Джона Брауна. Сэм Фишер, в одночасье лишившийся напарника (хоть он и был дуб дубом – а все равно жалко) и дочери (дорожно-транспортное происшествие, ну конечно же), решает сотворить что-нибудь деструктивное. Видя его страдания, шеф «Третьего эшелона» Ирвинг Ламберт устраивает ему необычную командировку: в тюрьму.

501970-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

В пенитенциарном учреждении, очень напоминающем декорации Prison Break, Сэм знакомится с Джейми Вашингтоном – молодым, но чересчур активным членом террористической организации. Сэм помогает Джейми сбежать из тюряги, а за это юный народоволец продвигает Фишера в JBA – John Brown Army. Никакого Джона Брауна там и в помине нет (она названа в честь первого американского аболициониста Джона Брауна), зато есть такие колоритные личности, как Эмиль Дюффрэ, Карсон Мосс и Энрика Виллабланка.

Эмиль возглавляет это необычное учреждение и занимается добычей денег и взрывчатки. Карсон – местный начальник безопасности, боцман и правая рука Эмиля по совместимости. Энрика играет роль любовного интереса Сэма, причем роль эта тщательно скрывается, скупо обходясь фразой «Будь острожен!» перед финальным заданием.

501951-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Все время, что Сэм проводит в JBA, он находится на связи с Эмилем и Ламбертом одновременно. Каждое действие сомнительного характера подвергается оценке обоих лидеров глубоко противоположных друг другу организаций. Убил невиновного – Эмилю наплевать, а вот Ламберт может поставить на вид. Убил слишком много невиновных или допустил успешное завершение террористического акта – добро пожаловать вон из NSA в главное меню игры. С другой стороны, слишком уж саботажничать тоже вредно. Можно игнорировать откровенно бесчеловечные задания вроде убийства агента NSA или взрыва трансатлантического лайнера, но за это по головке не погладят, а то и обвинят в двурушничестве – а чем это кончается, мы уже знаем, вволю насмотрелись на опцию Load Game.

Интересна оценка невиновности. Геноцид команды танкера «Рублев», устроенный по приказу Эмиля, начальник Ламберт стерпит, а на возмущение Фишера: «Шеф, они заставляют меня убить их!» — напутствует предстоящий массакр словами: «Я знаю, Сэм. Я знаю». Зато празднующие китайский новый год посетители небоскреба Джин Мао (Шанхай) подпадают под категорию «гражданский», поэтому их трогать не рекомендуется. Конголезские военные (как со стороны республики Конго, так и со стороны демократической республики Конго) являются заранее просчитанными жертвами, и жутких негров ничуть не жалко – тем более, что они-то запросто открывают огонь по Сэму.

230222-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-xbox-360-screenshot

Ограниченная лицензия на противоправные действия работает до тех пор, пока Сэм не перебьет слишком много «своих» или не начнет забивать на приказы Эмиля. Положение можно поправить нейтральными заданиями – пройти тренировку на базе JBA, установить новый рекорд в тире там же, разминировать десяток мин или взломать компьютерный код, представляющий собой классический «японский квадрат» в шестигранном кубе. Последнее означает, что без пространственного воображения на выживание лайнера Козумель можно смело забивать, поскольку у Сэма не хватит «лицензии JBA» на отмену взрыва.

Есть, правда, три момента в игре, которые напрямую влияют на концовку. Не хочется раскрывать все детали, но в зависимости от того, какой вариант выберет игрок, ему покажут одну из трех концовок. Разумеется, одна хорошая, одна средняя и одна совсем никакая. Считается, что различные концовки – повод для повторного прохождения Splinter Cell, но сдается мне, разработчикам пора вырастать из таких откровенно пошлых концепций. Жаль, что они сами пока этого не понимают.

501949-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

За время, прошедшее со времен Chaos Theory, Сэм научился кое-каким новым приемчикам и навсегда расстался со старыми. Увы, триумфального возвращения элегантной «растяжки Ван Дамма» не состоялось. Зато появилось социальное взаимодействие: можно подкрасться к охраннику со спины, взять его в мертвый захват и допросить, убить или просто оглушить. Выбор действия зависит от непосредственного желания игрока и условий игры – не всякого противника можно убивать.

С другой стороны, простое лишение сознания не гарантирует полную отключку, поскольку в любой момент может подойти его напарник и «оживить» недотруп. В такие моменты хочется достать автомат и, плюнув на полоску NSA Trust, расстрелять мерзавцев, вот уже полчаса не дающих перейти из одного конца плавучего казино в другой. Терпение, друзья, только терпение. Это ведь шпионский экшен, а не клон Doom 3.

501967-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Хладнокровие и четкий расчет позволяют пройти уровень без единого удивленного крика и воющей сигнализации. Засесть за ящиком, подождать, пока патруль подойдет поближе и ка-а-ак выскочить из-за угла да как вдарить ребром ладони по шее! Вот теперь можно включать мини-радар и смотреть, что там дальше по карте.

В теории пройти SC: Double Agent можно без единого выстрела, но для горячей головушки это слишком сложный вариант, несмотря на слепоглухонемой AI. Даже на сложности Normal при достаточном затемнении враг может встать вплотную к Сэму и, перекинув автомат за спину, опереться на балкон и закурить. Вокруг монолитного противника можно бегать на корточках – он ничего не заметит, если не попадаться ему на линию прямой видимости. Зато в «дневных» миссиях такие финты не работают, приходится искать обходные пути и терпеливо изучать маршруты патрулей.

242480-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Арсенал Фишера не увеличился ни на йоту, зато новые «старые» игрушки выдают, только если хорошо себя ведешь и выполняешь миссии максимально осторожно. За прохождение уровня без единой поднятой тревоги начисляют звездочку, которая открывает последующий апгрейд – будь то улучшенная электронная отмычка, подствольная дымовая граната или продвинутый пистолет с глушителем.

Увы, как уже говорилось – пройти Splinter Cell: Double Agent можно и без единого применения этих игрушек, хотя в особых случаях, когда уже осточертело загружать сохраненку из-за мелкой ошибки, начинаешь вбрасываешь светошумовые гранаты – только потому, что ты случайно, переключаясь между оружием, вспомнил о ее существовании. Также в ходу шоковые болванки для тех, кто предпочитает обойтись без лишней крови (или попросту не желает терять рейтинг у NSA).

501980-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Дизайн уровней — мое почтение. Там, где нужно заблудиться – плутаешь буквально в трех соснах. Там, где необходимо пробивать железнодорожный маршрут, аккуратно разложены рельсы. Больше всего бесит небольшая, но емкая штаб-квартира John Brown Army – в ней не так много секций, но с каждым посещением (а их будет четыре) открываются новые комнаты, и пройти кратчайшим путем из тира в медотсек получится далеко не у каждого.

Все уровни плотно усеяны компьютерами, большинство из которых содержит любопытную информацию, помогающую пройти дальше, а заодно знакомящие с мнением различных народностей относительно текущей мировой ситуации. К примеру, Леонид Васильев с вмерзшего в ледяной шурф танкера «Рублев» сообщает своему реципиенту Вадиму Юлевичу о том, что американцы изобрели глобальное потепление, а это значит, что через двадцать лет лед вокруг танкера растает, и они наконец-то выберутся оттуда.

501959-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Из восьми уровней практически невозможно выделить повторяющиеся – каждый берет чем-то своим, запоминающимся. Шанхай удивляет размахом стоэтажного небоскреба (неудивительно – дизайном уровней занималась шанхайская студия Ubisoft), танкер «Рублев» компактно путает игрока, заодно сбивая с толку аршинными надписями «ОТСУТСТВИЕ КУРИТЬ».

Вряд ли многие игроки бывали в Киншасе, но нет повода не доверять таланту разработчиков: перманентные уличные бои, сплошные представители негроидной расы, стреляющие друг в друга, горящие автобусы и подбитый вертолет – во все это веришь так, словно игра сменила название на Delta Force: Double Agent. Загрузка уровней сопровождается роликом или озвученным брифингом – давно пора было так сделать, не все же на надпись Loading целую минуту глазеть.

501941-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Минута – это, кстати, не преувеличение. Движок Unreal 3.0 перегружен диким количеством сопутствующих функций, к коим относится и движок Havok, и многочисленные источники динамического света, и текстуры в высоком разрешении, и все то, что в меню настроек лаконично названо Next-Gen. Если ты, дорогой читатель, до сих пор не обзавелся приличной видеокартой, приготовься к контрольному выстрелу: игра не пойдет на системе без поддержки Shaders 3.0. Бах!

Но не волнуйся: судя по количеству ошибок и недоделок, SCDA не избежать патчей. Каких ошибок? Многих. Перечислять долго, а выделять что-то особенное смысла нет. Вот разве что вторую и третью конголезские миссии – там Splinter Cell вылетает в систему при каждой попытке загрузить сохраненную игру. Весьма оригинальный способ повысить уровень сложности. А, ну и еще постоянная реклама Nokia – пожалуй, этот момент тоже можно отнести к крупным ошибкам игры.

501947-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Благодаря всем наворотам и работе аж четырех игровых студий, графика придерживается высочайших стандартов. Нет в мире более эстетически приятного занятия, чем наблюдать, как Сэм Фишер подтягивается на балкон и с легкостью перебрасывает тело на площадку. Спуск на альпинистском снаряжении вдоль китайского небоскреба попросту завораживает, а за анимацию приема «Сэм из-под воды рукой пробивает лед, хватает за ноги часового и вместе с остатками льда утягивает в прорубь, где приканчивает бедолагу ножом» необходимо вручать отдельного Оскара.

Не отстает и озвучка. Исландцы болтают на своем языке, конголезцы на своем птичьем наречии, а экипаж танкера «Рублев» говорит на смеси французского с нижегородским, не чураясь фраз «У нас покойник!» при обнаружении дружественного трупа и «Я слышу тебя», находясь при этом в жесточайшем буране. Музыка за авторством Майкла Маккэна не впечатляет, хотя «адреналиновую» музыку из конголезских миссий я бы с удовольствием прослушал отдельно – уж больно там знатный гитарный запил.

242479-tom-clancy-s-splinter-cell-double-agent-windows-screenshot

Несмотря на малое количество уровней (если не считать вылетов и глюков, чистое время прохождения варьируется от 9 до 12 часов на Normal), игра захватывает и не желает отпускать до полного ее прохождения. Как всегда разнообразная, но скучная работа по мотивам Тома Клэнси не раскрыла истинный характер Фишера, равно как и персонажей этой драмы — о том, что Энрика влюблена в Сэма, можно только догадаться лишь в конце игры. А вот о том, будет ли продолжение или дополнение у Splinter Cell: Double Agent, известно заранее. Конечно, будет.

  • Eugene Andzhe

    Видел все три главные версии, но проходил на Xbox 360.
    На PS3 она неиграбельна из-за запредельно низкого фреймрейта и долгих загрузок, а ПК версия у меня выдавала только глюки и тормоза.