The Witcher (2007)

2015-07-26_00001

Писать впечатления от игры восьмилетней давности слегка неуютно. И визуальные мерки уже не те, и для жанровых претензий нужно контекст раскрывать, и вообще — ну кому это интересно сейчас? На самом деле все просто: я решил устроить забег по трилогии The Witcher, чтобы оценить масштаб проделанного поляками прогресса. Финальные выводы воспоследуют, а пока что — мнение насчет дебюта серии.

Книги про Геральта из Ривии я читал очень давно, поэтому параллельно с игрой начал перечитывать весь цикл (осталось, кажется, два романа и пара рассказов). Костя Говорун как-то подмечал, что ему нравится концепция сурового, бесстрастного охотника на монстров, и что появление Цири ему испортило все настроение. Тут я полностью соглашусь: «Последнее желание» было сборником залихватских подвигов Геральта, а появление загадочной девочки хоть и развязало Сапковскому руки, но одновременно заставило его тянуть повествование на масштаб политических распрей в типичном фэнтэзи-мире. До какого-то момента это было весело, но с необходимостью запоминать, чем Редания отличается от Темерии, я так и не смирился.

2015-08-14_00002

В игре The Witcher нету Цири (вместо нее ввели мальчишку с идентичными свойствами и сопливым характером), зато по полной хватает грязи и разборок между управителями на разных уровнях. Главная книжная функция ведьмака нивелировалась до необходимости случайно или нарочно наткнуться на обычного монстра с персональным именем и повышенным здоровьем, отрубить ему голову и сдать ее по автоматически появившемуся квесту.

С монстрами связан еще такой момент: в каждой новой локации ведьмаку заказывают сбор внутренних органов разных монстров. Чтобы с монстра начали падать ингредиенты, Геральт должен предварительно найти книжку, в которой описывается этот монстр. Странная и глуповатая механика, которая сначала заставляет вкладываться в обучение (книги стоят очень дорого, и крайне редко встречаются в луте), а потом в поиск нужных книг. Например, в четвертой главе я так и не смог выполнить квест на яг, потому что нигде не нашел соответствующей литературы.

2015-07-19_00001

С людьми тоже придется сразиться. Согласно романам, Геральт делает это очень неохотно, но жизнь в фэнтэзи-мире — не сахар, поэтому он таскает с собой оружие не только против мерзких чудовищ, но и против мерзких сапиенсов. На это завязана прокачка: отдельно надо тратить очки для новых приемов обычного меча и отдельно — для финтов к серебряному. Кроме того, прокачиваются «знаки» (суть заклинания) и характеристики, просто повышающие параметры ведьмака. Сама прокачка явно переусложнена — геймдизайнер искал способ не превратить ведьмака на старте в «супермутанта», и нашел его в довольно неудобной схеме, вынуждающей в любом случае прокачать все навыки на базовом уровне.

Играл я на уровне сложности Adventure, потому что хотел избежать мазохизма. Увы, мазохизм пришел ко мне сам. Умер я от силы пару раз за игру, но произошло это не столько из-за крутизны монстров, сколько из-за интерфейса. Бой в The Witcher выглядит так: нужно ткнуть в монстра, подождать, пока проиграется анимация, и когда курсор засветится желтым, ткнуть в монстра еще раз. Самые успешные комбинации требуют вовремя попасть в цель аж пять раз, причем реально эффективными будут последние две-три атаки.

2015-07-25_00001

В чем тут проблема? Во-первых, камера: для перемещений удобна камера F1, для драки с несколькими противниками — F2, для классического вида от третьего лица — F3. Во-вторых, даже если помнить о том, что камеру можно переключить поудобнее, далеко не всегда игра правильно подсвечивает монстра, которого ты хочешь ударить. То есть, курсор у тебя четко над целью, но невидимая часть соседского хитбокса перекрывает его, и вместо третьего удара по «мягкому» мутанту попадаешь в хорошо защищенного «толстопуза», который сбивает комбинацию и заставляет проделывать ее заново. Мне еще восемь лет назад это курсорное QTE не понравилось, и то, что они его даже не смогли нормально исправить (в Enhanced Edition!) — это очень грустно.

Айтемизация в The Witcher странная. С одной стороны, СОТНИ ингредиентов, а с другой — очень низкая необходимость варить эликсиры. То есть, простите, это в Adventure mode она очень низкая — в настоящем хардкоре наверняка перед каждой пачкой надо выспаться и наварить защиты, регенерации, восстановления энергии и прочей «химии». Еда, которая тоже должна поправлять здоровье, очень плохо работает даже в Adventure — ее проще выкинуть или продать, чем ждать, пока Геральт наестся ей достаточно, чтобы восстановиться после серьезного боя.

2015-07-17_00001

Экипировка — пара жилетов да куча вторичного оружия, встречающегося повсеместно. С этими кинжалами и топорами вообще непонятно: у ведьмака есть два меча, каждый из которых зверски прокачен. Зачем ему топор, который всего-то дает «+30% к пробитию щита», но при этом им нельзя махать комбинациями с утроенной силой? В The Witcher нет численных показателей, есть только множители к некоей «базе», поэтому все считается во суммирующихся процентах. Типа +30 к урону от меча, еще +50 от навыков и +20 от жилетки да +100 от «третьего удара» — итого базовый урон на первом ударе комбинации получается вдвое, а на третьем — втрое больше, чем если бы всего этого не было. Да и заточки с маслами действуют только на первичное оружие.

В общем, навертели барахла на три «ИКЕИ», а что делать с ним — непонятно. Я в итоге все продавал нафиг, а на вырученные деньги покупал книжки и играл в кости. Кстати, очень интересная мини-игра — «кости-покер». Типичное азартное развлечение с необходимостью подсчитывать шансы на победу. Из других активностей — кулачные бои, чей смысл я так и не понял. Механика заключается в нажимании на левую кнопку мыши при появлении иконки кулака, и на правую — если появилась иконка кулака с желтыми черточками. ВСЕ, больше там ничего нет (ну, кроме линейки связанных квестов).

2015-07-23_00001

Наверное, самый частый вопрос про The Witcher у меня звучал просто: «зачем?». Зачем нужны кулачные бои? Зачем нужна еда? Зачем нужны масла против вампиров (легко кладутся мечом), заточки на критический урон (действуют часа три) и эликсиры с защитой от кислоты (кислотные монстры встречаются 1% времени)? Зачем факелы, если есть эликсир «кошка»? Зачем топоры и кинжалы, если на них не работает прокачка? Зачем ингредиенты в таких количествах и с малозаметными второстепенными свойствами? Зачем прокачка ненужных навыков? Зачем такой нудный бэктрекинг? Зачем персонажи, которые появляются, но так и не стреляют? Зачем запутанное повествование с кучей злодеев, у которых нет ни функции, ни мотивации?

Возможно, для 2007-го эти вопросы неуместны. Меня обзовут модным словечком «казуал» и пошлют играть в Farmville. Но даже если списать половину этих вопросов на «атмосферу игры», все равно остается очень много лишнего.

2015-08-17_00001

Завтра начну смотреть, поняли это авторы The Witcher за четыре года разработки сиквела, или нет.