Retroactive

Олег Рощин — геймер, композитор, архивариус

Spread the love

Старейшая и наиболее полная база данных по компьютерным и видеоиграм — это, конечно, MobyGames. Дизайн сайта не менялся более двадцати лет как и его контентная модель: описания и скриншоты к играм добавляют сами посетители. Некоторые идут на многое ради этого — например, один русский парень, выучив китайский, японский и немного корейский, сдал в MobyGames более 2000 игр для таких экзотических платформ как PC-98 и TurbGrafx. Его зовут Олег Рощин (aka Unicorn Lynx), и он ежегодно входит в топ-5 составителей сайта. Я поговорил с ним о его интересном жизненном пути и необычном выборе хобби.

Расскажи о себе: ты родился в одной стране, учился во второй, являешься гражданином третьей, но живешь в четвертой — как так получилось? Чем ты сейчас занимаешься?

Получилось так по многим причинам… Я родился в Питере, но мама вывезла меня в Израиль когда мне было 11 лет. Я чувствую себя израильтянином, и это также моё единственное гражданство. Но в 16 лет я занял первое место на международном конкурсе для пианистов в Германии, и один очень известный профессор пригласил меня учиться в Берлин. Там я жил десять лет, работал в еврейском театре; когда он закрылся, я уехал в Шанхай. Сейчас я сам профессор в Шанхайской Консерватории и активно выступаю как джазовый пианист.

Как впервые познакомился с играми, в каком возрасте, при каких обстоятельствах?

Очень поздно! Кажется, первая игра которую я когда-либо увидел была Alley Cat — в 1989-м году, то есть мне уже было 13 лет. Но играть я впервые начал ещё позже — мне было 16 лет когда мама купила старенький 8088 с жёстким диском в 20 мегабайт и зелёно-жёлтой графикой. На нём я играл в такие игры как QBasic Nibbles, Paratrooper, Hard Hat Mack, Lakers vs. Celtics, и т.д. Leisure Suit Larry оставила неизгладимое впечатление — если бы её не было, я вряд ли вернулся бы к играм позже.

Потом я стал интересоваться другими вещами, и с играми наступил полный застой. Я думаю что с 17-ти до 22-х лет я не прикоснулся ни к одной игре. И вдруг я увидел приставку у одного друга, и он объяснил мне что это такое. Это всколыхнуло забытые чувства. Я приобрёл очень старый 386-й компьютер (за 100 дойчмарок, помню как сейчас). Мой брат дал мне дискеты с Another World, Flashback, и Loom. И всё. С той поры игры и я стали неразлучны.

Помогли ли тебе видеоигры в жизни? Может быть, ты принимал решения в ситуациях, напомнивших что-нибудь из любимых игр, или сумел порадовать собеседника удачно приведенной фразой?

К сожалению, думаю что нет! В играх нет морали. Я люблю игры с трогательными историями где герои жертвуют собой (помню как моя жена и я играли в Xuanyuan Jian Waizhuan: Cang zhi Tao и плакали в три ручья), но я также люблю, например, Grand Theft Auto: San Andreas, которая не научила меня ничему кроме как смотреть на одинокие мотоциклы на улице и недоумевать почему я не могу украсть их.

Игры это моё любимое хобби, но в них нет никакой философии и очень мало человечности. Хорошая музыка, или книга, или фильм могут утешить и поддержать лучше чем самые замечательные игры.

Получается, что твоей первой и единственной платформой долгое время оставался персональный компьютер. Но в списке игр, добавленных тобой в MobyGames, превалируют приставки и редкие платформы вроде PC-88. У тебя действительно есть/были все эти аппараты или ты просто проводишь много времени за эмуляторами?

Провожу много времени за эмуляторами :) В идеале я бы играл во все игры на одном компьютере. К сожалению, пока приходится использовать PlayStation 3, например, потому что она ещё плохо эмулируется.

Откуда у музыканта — тем более, профессора консерватории — столько времени на игры? Есть ли у тебя коллеги или друзья, которые играют в игры? Они знают про твою добровольческую деятельность?

Моя работа не регулярная. Полдня в неделю в консерватории и выступления 2-3 раза в неделю, вот и всё. Свободное время есть. Некоторые из моих знакомых играют в игры, но никто из них не увлекается ими до такой степени. Большинство не понимает как я могу проводить столько времени собирая информацию для MobyGames.

Полагаю, что журналисты, часто работающие с базой данных MobyGames, мысленно благодарят тебя за проделанную работу — ты ведь не только заполняешь «шапку» с названием, жанром и платформой, но также пишешь описание, прикладываешь скриншоты, составляешь список разработчиков и даже указываешь название на языке оригинала. А кто-нибудь из нашей братии писал тебе слова благодарности (кстати, пользуясь случаем: большое спасибо за твою деятельность, очень помогает в жизни и работе!)?

Китайские журналисты взяли интервью и опубликовали статью обо мне, вот она: http://game.163.com/special/news/playerstory7.html Ну, ещё иногда отдельные люди благодарят за работу — но в основном за мои рецензии, очень редко за каталогизацию игр. Честно говоря, ничего особенного в моих рецензиях нет, а вот переводить с японского и составлять описания древних игр, о которых никто никогда не слышал, куда труднее. Но почему-то на это очень мало кто обращает внимания. Японцы молчат совершенно. Спасибо что хоть китайцы немножко оценили.

Игры, которыми ты обогащаешь всемирную базу знаний, нередко существуют только на корейском, китайском или японском языках. Как тебе удается компетентно описывать происходящее на экране, например, в ролевых или стратегических играх? Ты владеешь всеми этими языками?

Я могу понять средне-статистический игровой сюжет по диалогам или описаниям на китайском или японском. Если я не понимаю ключевое слово я могу посмотреть в словаре. По-китайски я читаю быстрее, и к тому же моя жена всегда может помочь мне если я чего-то не понимаю. С японским тоже обычно проблем нет — к тому же сюжеты очень однообразные. Мне легче описать как бойцы света должны найти 5 волшебных кристаллов и убить демона тьмы по-японски, чем по-русски :)

С корейским намного труднее. Я не знаю языка совершенно. Недавно только выучился читать (у них алфавит, то есть можно читать даже ничего не понимая — с китайским и японским так нельзя). Так что проходится угадывать и самому дополнять. Опять же, сюжеты повторяются. Не нужно знать корейский чтобы понять из интро что героя стукнули по башке и он хочет отомстить. Я читаю по слогам что героя зовут Ли, а плохого парня Ким, и всё, описание готово :)

Опиши, пожалуйста, процесс добавления игр в базу. Ты просто заполняешь кучу полей типа «Название игры», «платформа» и еще с два десятка, после чего жмешь «Добавить»? Можно ли исправить ошибки, допущенные предыдущим контрибьютором?

Именно так. Обязательные поля включают название, описание, дата выхода игры, компании которые создали её, и жанры. Всё остальное добавляю по усмотрению. Описания очень легко потом исправить. С другой информацией сложнее — нужно просить модераторов.

MobyGames помимо прочего славится тем, что почти к каждой игре есть Credits — список разработчиков. Это правда, что он всегда вводится контрибьютором вручную на основании титров в самой игре?

Правда. Это очень утомительный процесс. Я сам не люблю этого делать. А вот Jotaro Raido добавил почти все credits для игр на PCE / TurboGrafx CD. Сам перевёл японские имена, что намного труднее чем переводить простые слова и предложения.

Как ты вообще попал на MobyGames, когда и как пришел к мысли стать безвозмездным контрибьютором? У тебя есть в запасе какая-нибудь забавная история, связанная с MobyGames?

Где-то в 2001-м году я начал серьёзно играть в игры (правда, только в adventures в то время), и мне очень хотелось выразить мой восторг в словах. Я случайно нашёл MobyGames и написал несколько очень плохих рецензий. Мне дали пять очков или что-то в этом роде. Потом я обнаружил что за заливку скриншотов дают ещё больше очков. Я как-то втянулся в работу и потом не смог остановиться. Я увидел что ребята на MobyGames серьёзные и страстно любят игры. Ну, и конечно меня поразил весь объём работы и высокие цели.

Ты бы хотел как музыкант выступать с оркестрами, играющими попурри из видеоигр — например, с Video Games Live?

Почему бы нет :) Я часто наигрываю музыкальные отрывки из моих любимых игр как часть джазовых импровизаций. Главная тема Super Mario World фигурирует постоянно :)

И напоследок традиционный вопрос: чего бы ты пожелал ретрогеймерам всего мира (и твоим бывшим соотечественникам в частности)?

Хороший вопрос. Я бы пожелал всем тем кто интересуется играми, серьёзно изучать их историю. Хотелось бы, чтобы современные геймеры больше уважали старые игры. Будет здорово, если ретрогеймеры узнают больше про японские, китайские и корейские игры. Ещё очень хочется, чтобы русские ретрогеймеры присоединились к и обогатили нас информацией о старых русских или даже советских играх :)

Добавить комментарий

Your email address will not be published.