We. The Revolution (2019)

We. The Revolution — это типичная иллюстрация к мему про ожидания и реальность: я начинал играть в некое подобие Ace Attorney, а закончил — во вполне уверенный This is the Police. Но гораздо важнее то, что впервые в жизни я читал о Великой Французской революции не только с интересом, но и с конкретной целью: понять, что за личность сидит передо мной на скамье подсудимых.

Читать далее «We. The Revolution (2019)»

SimCity (не) против Bioshock

Любая игра есть задача плюс набор инструментов для ее решения. Я уже не первый раз пишу свою любимую фразу, чтобы подчеркнуть простую истину, которую многие не хотят замечать. Как не хотят замечать и то, что кино – это искусство обмана, а хорошая книга – набор удачно состыкованных фраз (хотя последнее уже тянет на ересь).

Конечно, это определение сильно упрощено, ведь задач может быть много: порой игра состоит из нескольких последовательных «квестов» (Fallout) или из равных по влиянию на успех заданий (Civilization), а иногда вся она заключается в одной и той же задаче (Tetris). Имеет ли смысл их классифицировать, и если да, то зачем?

Читать далее «SimCity (не) против Bioshock»

Tom Clancy’s The Division 2 (2019)

Бегая по залитому весенним солнцем центру города Вашингтон (округ Колумбия), я просто бегаю. Мне не хочется вступать в перестрелки, мне лениво подбирать по подворотням лут, я уклоняюсь от настойчивого трекера GPS. Потому что в эту самую минуту компания Ubisoft посредством Tom Clancy’s The Division 2 знакомит меня с архитектурой и мироощущением иной, совсем не знакомой мне нации. Читать далее «Tom Clancy’s The Division 2 (2019)»

Приключения третьих «Героев» в России

Двадцать лет назад, 17 марта 1999-го, в России вышла первая официальная локализация в формате jewel case, а заодно и величайшая игра всех времен и народов по версии отдельных экспертов. По этому поводу Александр Михайлов, генеральный директор фирмы «Бука«, рассказал о том как они выпускали Heroes of Might and Magic III на родине слонов, сколько дисков удалось продать, и почему бухгалтерии компании пришлось по вечерам верстать руководство к игре.

Читать далее «Приключения третьих «Героев» в России»

Как правильно работать [в игровой индустрии]

Зацепился за монолог американки Кейти Хиронис, которую за шесть лет работы в геймдеве четырежды увольняли. У меня сначала возгорело в Твиттере от такой жизненной несправедливости, но потом я догадался посмотреть на ее послужной список. Я никогда не работал в американской игровой индустрии, но в подробном карьерном пути Кейти я вижу три серьезные проблемы отношения к труду в США: дилетантизм, эгоизм и безответственность. А где возникли проблемы — там найдутся и решения. Читать далее «Как правильно работать [в игровой индустрии]»

Phantom Doctrine (2018)

Представьте себе: 1980-е, вы — глава отряда советских (контр)разведчиков, заброшенных в Челябинск на поиски вражеского агента. В подвале жилого дома, в котором скрывается шпион, расположены шкафы с подслушивающей аппаратурой, во дворах развешаны камеры наблюдения. На кухне коммунальной квартиры валяется папка с секретной информацией, в столе кабинета спрятан пулемет. Если ваш боец наденет бронежилет, милиция тут же откроет по нему огонь и вызовет подмогу. Где и когда Phantom Doctrine свернула не туда?

Читать далее «Phantom Doctrine (2018)»

Bannermen (2019)

Максимально проклятый жанр — эти ваши RTS. Если фэнтези — сравнивают с Warcraft, если sci-fi — то не убежать от Starcraft в описании. Современные боевые действия — Command & Conquer. Куда ни плюнь, везде слышится «в девяностые лучше делали!». Удалось ли Bannermen избежать ярлыка «клон Варкрафта»? Скажем так: определенные усилия дизайнеры, конечно, приложили…

Читать далее «Bannermen (2019)»

Metro Exodus (2019)

На берегу Волги еле стоит избушка: стены обрушены, на покосившемся чердаке — мужик с иконой и гармонью и женщина с балалайкой (оба — трупы). Рядом — самогонный аппарат и батарея пустых бутылок. По речке на бревне плывут два зайца. В соседнем притоке весело плескается огромная, плюющаяся ядом креветка-рак. Metro вышла на поверхность, встречайте.

Читать далее «Metro Exodus (2019)»

Как превратить друзей в бесплатные игры

В декабре наткнулся на партнерскую программу Xsolla для инфлюэнсеров — игровых журналистов и блоггеров, которые делают тексты, аудио, стримы и ролики о компьютерных играх. Я подключился к этой программе, провел несколько экспериментов, а потом связался с организатором сервиса и расспросил его о том, как это все работает. Так сложилось, что почти одновременно и компания Epic Games к открытию своего магазина запустила аналогичную партнерку — поговорил я и с его руководителем, Сергеем Галенкиным. О том, чем отличаются две программы, как получать бесплатные игры, если ты тысячник, и как на всем этом заработать — в этой заметке.

Читать далее «Как превратить друзей в бесплатные игры»

Основано на слишком реальных событиях

8 января 2013 года компания Apple отказала в размещении в своем виртуальном магазине AppStore игре под названием Endgame: Syria. Разработчик ждал несколько недель, прежде чем модераторы прислали ему свой вердикт: согласно правилам размещения в AppStore, ни одно приложение не должно «делать своей мишенью отдельно взятую расу, культуру, правительство, объединение или иную реальную сущность». В тот день игроки узнали две вещи: во-первых, у Apple есть пунктик насчет «реальных сущностей», а во-вторых, кто-то делает игры по событиям, творящимся вот прямо сейчас.

Читать далее «Основано на слишком реальных событиях»

Jon Shafer’s At the Gates (2019)

…и вот стою я у ворот Рима, пытаясь понять, на что ушли последние пятнадцать часов. eXplore был? Еще как — полкарты излазил, не меньше. eXpand? Да, и в большом масштабе, и в локальном. eXploit? Экономил вовсю: и в микро-, и в макро-. eXterminate? О грустном — в конце рецензии. Так что же это было? Почему я ощущаю и теплое чувство радости, и огромный нереализованный потенциал, глядя на финальную картинку At the Gates?

Читать далее «Jon Shafer’s At the Gates (2019)»

Sid Meier’s Colonization (1994)

В списке заслуженных гейм-дизайнеров Брайан Рейнольдс стоит особняком. В социальной сети LinkedIn ему пишут рекомендации основатель Electronic Arts и топ-менеджеры Microsoft, а бывшие коллеги не могут припомнить ни одной отрицательной его черты. При этом половину своей карьеры Брайан Рейнольдс провел в тени другого именитого гейм-дизайнера – Сида Мейера. Просто кто-то прописывается в заголовке игры, а кто-то – в титрах. Ведущий дизайнер Colonization, Civilization II, Aplha Centauri, Rise of Nations и, не к ночи будь помянуты, Frontierville! и DomiNations – из последних.

Читать далее «Sid Meier’s Colonization (1994)»

Emergent Gameplay: самообразующаяся игра

Работая над текстом про Super Scribblenauts, задумался: а как охарактеризовать такую игру в паре слов? Чтобы описать и требуемую от игрока креативность, и удивительные ситуации — те, что не заскриптованы заранее, а сгенерированы движком и понимаются игроком как законченная часть великого плана. Поиски привели меня к интересному определению: emergent gameplay.

Читать далее «Emergent Gameplay: самообразующаяся игра»

Jagged Alliance Rage (2018)

Похоже, что Jagged Alliance действительно проклятая серия. Возможно, потому что каждый раз львиная доля бюджета уходила на покупку IP, а саму игру делали на сдачу. И не важно, кто разрабатывал: русские, немцы, датчане вот австрийцы — ни у кого толк не выходит. Не исключение и новый Jagged Alliance Rage, который вызывает не столько радость, сколько недоумение.

Читать далее «Jagged Alliance Rage (2018)»

Jagged Alliance — интервью с создателем (2011)

Поводом для этого выпуска «Ретро» стала, как всегда случайность. Разгребая игры, когда-то показавшиеся мне интересными и отложенными «на потом», я наткнулся на Jagged Alliance для Nintendo DS, и мне тут же захотелось посмотреть на результат портирования игры пятнадцатилетней давности и расспросить ее автора, как же дошли до жизни такой.

Читать далее «Jagged Alliance — интервью с создателем (2011)»

Обзор мобильных игр-компаньонов

Прислали тут интересный отчет про companion apps — мобильные игровые приложения, ассоциированные с консольными или компьютерными играми. Я взял из него самые интересные выводы на тот случай, если вы вдруг захотите сделать такую мини-игру.

Читать далее «Обзор мобильных игр-компаньонов»

Jagged Alliance: Flashback (2014)

Прошли те времена, когда за полтора года можно было сделать увлекательный шутер или глубокую тактическую стратегию. И разработчики из Full Control, выходя на Kickstarter с Jagged Alliance: Flashback, мудро предлагали игру со скромным набором возможностей, более или менее соответствующим и рангу студии, и заявленному бюджету. Увы, к релизу мы много чего не досчитались.

Читать далее «Jagged Alliance: Flashback (2014)»

Leisure Suit Larry: Wet Dreams Don’t Dry (2018)

Буду честен: над трейлерами игры я хохотал вместе с вами. Убогие анимации, непривычная отрисовка, Ларри какой-то слишком воздушный и наивный. Пародия на современность казалась вымученной, а жанру, похоже, предстояло и дальше валяться в коме. Однако любопытство и любовь к серии оказалась сильнее: я дал Leisure Suit Larry 8 шанс, и через несколько часов понял, что впервые не отрываюсь от игры про Ларри из-за того, что я зашел в логический тупик.

Читать далее «Leisure Suit Larry: Wet Dreams Don’t Dry (2018)»

gamescom 2018: Stygian

За день до открытия выставки меня ловит за пивом Виктор Зуев, отвечающий за контакты издательства 1C Entertainment с прессой, и предлагает пообщаться с разработчиком некоей ролевой игры по Лавкрафту. С неохотой соглашаюсь забежать на полчасика, рассчитывая на необязательный филлер.

Придя в заявленное время, я неожиданно для себя провожу полтора часа с руководителем разработки Джаном Оралом, беседуя о Stygian, кукольной анимации, рабочих процессах инди-студии, судьбе турецкой политики и красотах Северного Кипра.

Читать далее «gamescom 2018: Stygian»

Assassin’s Creed Odyssey (2018)

В советской повести «Петля гистерезиса» историк Курочкин отправляется в I век нашей эры, чтобы доказать вымышленность Иисуса Христа. Но вместо этого он, при помощи нейлонового балахона, антибиотиков и бутылки водки сам оказывается Мессией. Схожие ощущения вызвала у меня Assassin’s Creed Odyssey, когда первое, что я услышал в Древней Греции — современную матерщину из уст главной героини.

Читать далее «Assassin’s Creed Odyssey (2018)»